Для нас, живущих за рубежом России, все более очевидным становится понимание, что спор "о пути России", который начали в XIX веке две небольшие группы российских интеллектуалов - славянофилов и западников - отразился на истории всего мира. Две геополитические катастрофы - распад Российской империи и Советского Союза стали результатом этого противостояния, а жертвой этих катастроф стал в первую очередь русский народ и его культурно-цивилизационное сообщество - Русский Мир.
Русский Мир, до начала потрясений двадцатого века был обширен и влиятелен. Он не укладывался в политические границы - его частью были балканские страны, не отделяли себя от русских белорусы и украинцы, ранее жившие в Речи Посполитой, в Австро-Венгрии причисляли себя к Русскому Миру русины, словаки и словенцы. Не были препятствием и религиозные различия - русское цивилизаторское влияние было важным для чехов, поляков, среди мусульманской интеллигенции Крыма и Поволжья в XIX веке шла серьезная дискуссия о возможности унии ислама и православия, чтобы принадлежность татарских народов к Русской цивилизации была признана на духовном уровне. Для Русского Мира не стали препятствием и этнические границы - влияние русской культуры было определяющим на Кавказе, в Средней Азии, в Прибалтике. Русский Мир до двадцатого века был не диаспорой соотечественников, а геополитическим явлением, основанном на доминировании культурных, мировоззренческих и духовных ценностей, созданных русским народом и обогащенных традициями народов, признавших Русский Мир своей цивилизацией.
Появление идей славянофильства и западничества было губительно для этого уникального мира, он не умещался в провинциальную "народность" славянофилов, пытавшихся уместить все богатство русской цивилизации в примитивное триединство "за Бога, царя и отечество", а победа в России западников привела к отрицанию самого понятия Русской цивилизации. Признание единственно верными "общечеловеческих ценностей", выработанных европейским христианским миром, привело к тому, что вместо взаимодействия и взаимообогащения двух цивилизационных платформ - взаимной интеграции, началась ассимиляция России Европой. Этот процесс определил ход истории XX века: в Россию сначала были экспортированы идеи коммунизма, а в конце XX столетия, в так называемые перестройку и период Ельцина, праволиберальные идеи. Россия, впитавшая западничество, на столетие отвернулась от ценностей русского мира, что принесло великие несчастья и России, и Русскому Миру.
Русская цивилизация разбилась, сегодня ее сменил санитарный кордон государств, проводящих политику ограничения русскости любыми способами. Но осколки русской цивилизации оказались на удивление жизнеспособны и обладают огромной сопротивляемостью к враждебному воздействию. В течение всего лихого столетия за пределами России формировались новые сообщества русских людей. Исследователи насчитывают шесть волн эмиграции, в результате которых сложилась основная масса российской диаспоры, и на примере Эстонии мы можем наблюдать весь срез этого процесса. В Таллине есть русские семьи, которые ведут историю жизни в Эстонии с петровских времен, другая значительная часть русской общины - переселившиеся более двухсот лет назад староверы. В Эстонии живут и потомки белой эмиграции, и люди, освобождавшие эту страну от фашизма, и те, кто приехали сюда по призыву СССР восстанавливать, а, скорее, создавать народное хозяйство этой страны. В отличие от других стран, где в основном доминируют представители одного из пиков расселения, в русских общинах Прибалтики мы можем видеть концентрированную картину того, что принято называть Русский Мир - российских соотечественников, тех людей, которые не только говорят, но и действуют по-русски.
Нам, зарубежным соотечественникам, особенно заметно, что Россия не только восстанавливает свое влияние на международной арене, но и возвращается к ценностям, свойственным Русскому Миру, обретает самостоятельность и целостность. Каждая волна эмиграции имела вескую причину покинуть Родину. Идеологические, экономические и законодательные изменения, которые произошли в России на пути к возрождению и национальному единению, ликвидировали причины, по которым все русские люди когда-то оказались за рубежом. Сообщество соотечественников в точности прошло параллельно с Россией тот же путь унижений, выталкивания за пределы принятия решений в мировой политике, пренебрежения и вынужденных действий по чьей-то указке. Можно сказать, что понятие "эмигрант" по отношению к русскому человеку, живущему за рубежом - теперь неприменимо: он снова стал жителем Русского Мира, что открывает возможность для восстановления единой идентичности Русской Цивилизации - органичного продолжения России и формы интеграции с другими общностями.
Кризис европейского общества привел к тому, что так называемые европейские ценности девальвировались, стали инструментом насилия над личностью, средством оправдания агрессии, европейское общество, подталкиваемое своими новыми членами, медленно, но уверенно дрейфует в сторону радикализма, фиктивной демократии и национализма. Русские Прибалтики первые столкнулись с этой угрозой, об этом же говорят уже и соотечественники, проживающие в Бельгии, Голландии, Великобритании. Интеграция здоровых ценностей Русского Мира в сознание европейцев, возвращение на мировую арену не только России как государства, но воскрешение русской цивилизации сегодня становится главной задачей всех нас.
С этой целью российские соотечественники имеют право рассчитывать на помощь России в осуществлении своих масштабных проектов, главным из которых, безусловно, является проект создания единого медийного пространства. Телеканал на основе РТР и его интернет-портальных ресурсов плюс региональные журналы о Русском Мире могут стать нашим основным подспорьем для помощи России в ее решении вернуться на мировую арену в качестве главного игрока.
Второй по значимости задачей в странах проживания соотечественников должна стать нормализация положения о сохранении русского языка в среде общения и на уровне школьного образования. Не во всех странах имеется возможность получать знания на русском языке, или же полученные знания зачастую оказываются неконкурентоспособны на местном рынке труда. Однако возможность получения знаний на уровне высшего образования является основой для сохранения высокоразвитой культурной среды в русскоязычных диаспорах и общинах соотечественников. Именно использование русского языка как языка науки, обучения, культуры делает его мировым, а специалисты, получившие образование на русском языке, традиционно вносят значительный вклад в общественные и экономические отношения России с зарубежными странами.
В системе Евросоюза главным полем игры на ближайшие десятилетия станет Европарламент. У России есть уникальная возможность, не будучи представленной в этом влиятельном органе, провести туда несколько депутатов из среды российских соотечественников, проживающих за рубежом. Значение этих голосов в защиту и в поддержку России трудно переоценить.
Восстановление единства Русского Мира уже становится объективной реальностью. Православная Церковь, начав процесс объединения Московского Патриархата и Зарубежной Русской Православной Церкви, первая осознала не только возможность, но и явную необходимость восстановления Русской Цивилизации.
Андрей Заренков - член Всемирного координационного совета соотечественников, секретарь антифашистского комитета Эстонии, председатель КП