Наш обозреватель высказывает свой взгляд на жестокость, обман, подглядывание и грубость, глубоко укоренившиеся. . . в интернете
Кевин Уитрик (Kevin Whitrick) умер. Убил себя. По-настоящему. В его последние минуты он был не один: с ним были форумчане, завсегдатаи 'бойцовского' форума Paltalk, подначивавшие его перед смертью: 'Ну, давай, *** твою мать, сделай это! Затягивай, затягивай! Ты, ***тый мешком, ты хоть это можешь сделать нормально?'.
Примерно то же самое произошло с Бренданом Ведасом (Brandon Vedas), жителем Аризоны, принявшим яд под бодрые выкрики: 'Выпей! Выпей!'.
Те, кто кричал или писал это в интернете - не монстры и не уроды; подавляющее большинство людей, если уж на то пошло - не монстры и не уроды. Но им было хорошо - они были далеко, никто не знал их имен. А когда они узнали, что самоубийства произошли на самом деле, их как громом поразило. На экране появлялись в спешке напечатанные слова: 'Господи! Нет, серьезно? По-настоящему?' Лично я все еще надеюсь, что полиция, ищущая сейчас пользователей Paltalk, выследит их, допросит и либо сделает внушение, либо, если это будет возможно, предъявит им обвинение в доведении до самоубийства. И тогда они получат ответ на свой общий вопрос. Да, ребятки. Это по-настоящему.
Конечно, мотив к самоубийству рождается и развивается внутри самого человека, но разве не возможно, что, сидя от нечего делать в интернете у себя дома после работы, кто-то из них уронил последнюю каплю, которая переполнила чашу? Теперь дети Кевина Уитрика - сироты, а их отец - самоубийца. Серьезно это, как по-вашему?
Но даже если не вспоминать об этих ужасах, ясно одно: нам давно пора вырасти из своих коротких интернетовских штанишек. Компьютерная революция принесла в мир свободу информации и образования, удобство общения и радости, они принесла даже мудрость и знания. Не лишне было бы заметить, что если вы наберете слово 'suicide' в Google, система сразу же выведет вас на сайты, где вам предложат помощь. Интернет не есть зло. Те из нас, кто пользуется им каждый день, читая новости, просматривая расписание кинотеатров или выискивая цитаты из давно забытых поэтов, быстро учатся преодолевать кучи мусора, избегать встреч с жуликами и мошенниками, уворачиваться от лжи и грязи и избегать банальности и извращения. Интернет - как любой большой город, где вы сами можете выбрать, куда вам ходить - в соборы, театры и в парламентский дворец, или по борделям и местам публичных казней.
Однако и в интернете мы должны принять те же правила морали и этикета, в соответствии с которыми проходит наша обычная 'реальная' жизнь. Если нельзя на улице крикнуть первому встречному 'Убей себя об стену', это нельзя делать и на форуме. Если мы не позволяем кому попало пихать в наши почтовые ящики всякую мерзость, то нельзя мириться и с тем, что наш личный почтовый трафик, за который мы, кстати, платим свои кровные, забивают мегабайты визга, по десять раз повторяющего, что 'кончать надо как в порнофильмах', и рассказывающего как именно. Если в газетах нельзя печатать наглую ложь, то такие же санкции должны вводиться и против тех, кто печатает ее в интернете; если оставлять кредитку с нацарапанным на ней пин-кодом на столике в кафе глупо, то никак не умнее игнорировать требования компьютерной безопасности. В общем, интернет - это реальность. Это не реальность, в которую мы уходим в отпуск из нормального человеческого мира. Это лишь одна из реальностей, в которых мы живем. Притом весьма полезная.
Мы еще не полностью это осознали. Кажущаяся анонимность компьютерного общения подталкивает людей к словесной жестокости, но это еще не все. Экран компьютера - он ведь такой домашний, такой 'свой', что он делает нас почти преступно беспомощными перед разного рода мошенниками. Вчера были опубликованы результаты исследований, проведенных BBC и службой Get Safe Online: собственную ответственность за сохранение своих платежных реквизитов чувствуют менее половины пользователей. Треть из нас считают, что это дело банка или интернет-провайдера. Каждый пятый отвечает на спам - именно поэтому, кстати, его до сих пор получают все остальные, - а у каждого шестого вообще не установлен межсетевой экран. При виде такой поистине преступной беззаботности полицейские из Агентства по борьбе с особо тяжкими преступлениями и организованной преступностью (Serious and Organised Crime Agency) просто рвут на себе волосы.
Оговоримся, впрочем, что сначала всем казалось, что так и должно быть. Все считали, что это ново и здорово - сидя на диване, легко и просто переводить деньги, читать миллионы книг, заводить новых знакомых и покупать для дивана новые подушки. То, что нас на некоторое время охватит чувство нереальности происходящего, было совершенно неизбежно: представьте, что происходит с детьми, когда вы впервые приводите их в Диснейленд: им все равно, что Гром-гора на самом деле не настоящая, и то, что в подземной пещере пиратов Карибского моря светит луна, их совершенно не смущает. Они просто играют и радуются жизни.
Именно этим все еще занимаемся и мы. Чувство анонимности, которое, как показывают психологические эксперименты, оказывает на человека мощнейшее растормаживающее действие, приводит нас к странным и опьяняющим мыслям. В 1996 году, когда я проводила исследование по закону о личном оружии, в интернете я случайно набрела на форум, где некто спрашивал совета, 'как из пистолета замочить буйвола'. Я тут же зашла на форум под только что придуманным именем и ответила: 'Слышь, м***к, оставь животных в покое!' И оттого, что я так легко выплеснула свои эмоции в лицо невежде, который был от меня так далеко, меня охватило такое эйфорическое чувство, что я поняла: это надо прекращать. Либо это - либо работа.
Именно это чувство нереальности привело к тому, что правила в интернете никто не насаждает и - и это столь же важно, поскольку закон не может сделать за нас все - не работает такой механизм, как простая совесть. Единственная явление, борьба с которым хоть кого-то заботит - это эксплуатация детей. Во всех других областях нет ни самозащиты, ни самоконтроля.
Особенно интересный случай - юридические претензии Джины Форд (Gina Ford) к сайту Mumsnet. История, конечно, во всех отношениях неприятная, потому что Джина Форд на самом деле богата и груба, а Mumsnet - на самом деле хороший сайт, очень полезный для молодых мам и поэтому вряд ли его следовало бы удалять из сети. Однако пост на форуме, вызвавший столь резкую ее реакцию - это классический пример того, как люди думают, что они могут говорить все что им вздумается, 'ведь это же интернет'. И даже хотя то, что было сказано о Джине (что она привязывает детей к ракетам и бомбит ими территорию Ливана) - это, конечно, шутка, в шутке этой - огромная концентрация дурновкусия и неоправданной грубости по отношению к женщине, вся вина которой заключается в том, что она советует мамам не успокаивать плачущих детей. Mumsnet следовало бы подумать, прежде чем это делать. Думается, они это уже сделали.
Остается лишь надеяться, что этот урок - только первая ласточка для всех нас. Нам всем следует думать, прежде чем что-то делать. Я не призываю принимать драконовские законы, но хотя бы само интернет-сообщество должно как-то сформировать атмосферу 'правильного' страха и неприятия вокруг блоггеров-клеветников, распространителей ненависти, любителей вторгаться в чужую жизнь, извращенцев-эксгибиционистов, мошенников и всех тех, кто до сих пор отвечает на муть, которую пишут фишеры, или ничтоже сумняшеся печатает номер своей кредитки, не проверяя даже, появилось ли в адресной строке слово 'https'. Жестокость, обман, подглядывание, грубость, как и преступное легкомыслие - это если и не порок, то свинство. Даже в интернете. Потому что интернет - это реальность.
_____________________________________________
Цифровая демократия или цифровое варварство ("Le Monde", Франция)