Заключенный вчера пограничный договор между Латвией и Россией сужает круг государств, у которых нет с Россией договора о границе. Эстония оказалась одной из таких стран, наряду, например, с Норвегией или Японией.
Тем не менее положение Эстонии больше напоминает ситуацию с Латвией, чем с Норвегией или Японией. Латвия и Эстония обрели независимость вследствие крушения Российской империи, обе страны были вновь оккупированы в 1940 году, и от каждой после Второй мировой войны отрезали по кусочку территории в пользу Российской Федерации.
Эстония теперь единственная из стран Балтии не имеет договора о границе с Российской Федерацией. По чьей же вине? Только ли Москвы, толкующей о добровольном вступлении Эстонии в состав СССР и не желающей оглядываться на Тартуский мирный договор?
Однако находившиеся под еще более жестким прессингом со стороны Москвы латыши почему-то все-таки заключили договор о границе. И теперь, после подписания договора, чувствуют себя вполне спокойно - их повседневная жизнь ничуть не изменилась.
Рига, видимо, поняла, так же, как в свое время Хельсинки, что отношения с Россией нельзя строить исключительно через Брюссель. Когда это поймет Таллинн, сказать трудно.
Столь же непросто, учитывая прежний стиль поведения России, прогнозировать будущее латвийского пограничного договора. Известно, что ратификация пограничного договора с Литвой в российской Госдуме тянулась несколько лет, а в отношении Эстонии для аннулирования уже поставленной подписи оказалось достаточно единственной причины, высосанной из пальца.
Даже если латыши со своей стороны оперативно проведут ратификацию договора, это вовсе не гарантирует такой же легкости со стороны Москвы. На фоне телепропаганды, рисующей ужасающие картины происходящего в Латвии, трудно ожидать от россиян радикальной перемены курса.
Что и продемонстрировала вчерашняя пресс-конференция премьер-министров, на которой глава российского правительства со всей ясностью заявил: несмотря на подписание договора, Москва не изменит своей прежней политики в отношении Латвии. Это значит, что возможная уступка по вопросу о границе отнюдь не снимает обвинения в дискриминации некоренного населения и восхвалении нацизма.
Очевидно, что в плане пограничного договора положение Латвии оказалось более благоприятным, чем Эстонии. Провал подписания документа еще до начала самой процедуры позволил Латвии сохранить достойную позицию по этому вопросу. Что же делать Эстонии, которая и подписала, и ратифицировала договор?
Теперь нам остается только пожелать нашим южным соседям успеха в продвижении по их пути на Голгофу и проследить, что будет делать Москва с ушами от мертвого осла, доставшимися ей в качестве дипломатического трофея.