Москва. Россия и Китай намерены углублять свое стратегическое партнерство и совместно бороться за 'демократизацию международных отношений'. Это предусматривает совместное заявление, подписанное во вторник вечером президентами обеих стран, Владимиром Путиным и Ху Цзиньтао. Как сказал Ху Цзиньтао, обе стороны стремятся к многополярному миру. В Москве это рассматривается как недвусмысленное послание Америке и критика 'унилатерализма' Вашингтона. По содержанию такое заявление соответствует тому, что высказал Путин - в агрессивном тоне и в адрес Америки - на Мюнхенской конференции по безопасности.
Это совпадение целей четко наметилось как в дискуссии по поводу атомной программы Ирана, так и в споре по поводу ядерного вооружения Северной Кореи. В обоих случаях для Китая и России речь шла, видимо, о доказательстве, что без них нельзя обойтись. Ограничить американское влияния они намерены, прежде всего, в Центральной Азии.
Совместным инструментом для России и Китая уже давно стала Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), в которой наряду с этими двумя странами представлены 4 бывшие среднеазиатские республики Советского Союза. Два года назад эта организация призвала США назвать дату вывода американских войск из Центральной Азии, дислоцированных там с момента начала войны в Афганистане. Как русские, так и китайцы выступают против военного присутствия США в их центральноазиатских 'вотчинах'. К опасениям относительно того, что это присутствие усилится, добавилось также и беспокойство, что Америка воспользуется этим присутствием для достижения своих политических целей и выступит за демократизацию в этом регионе. В результате обе страны пытаются вытеснить Америку.
Сейчас в Москве Китай и Россия ведут переговоры об укреплении политического, военного и экономического сотрудничества в рамках ШОС. Они собираются совместно создавать вокруг Афганистана зоны безопасности, чтобы сократить контрабандный поток наркотиков из этой страны. При этом российская сторона предпочитает использование совместных войск России и стран Центральной Азии. Она заявляет, что транспортировка наркотиков из Афганистана осуществляется, как правило, хорошо вооруженными и оснащенными самой современной техникой 'наркокараванами'. С другой стороны, безопасность границ с Афганистаном, например, в Таджикистане, крайне уязвима.
Еще одна проблема заключается в том, что в контрабанде и торговле наркотиками бывают замешаны политики центральноазиатских стран. И здесь с помощью военных вряд ли можно достичь чего-то.
Однако интересы России и Китая, несмотря на все заверения относительно общих целей, не совпадают. В России уже звучали предостережения, что слишком сильное укрепление ШОС, может чрезмерно усилить влияние Китая в Центральной Азии. Кроме того, существует соперничество за сырьевые месторождения в этом регионе.
В Центральной Азии сосредоточена одна пятая мировых запасов газа и нефти. Россия же имеет не только монополию на транспортировку нефти и газа в западном направлении, контролируя тем самым в значительной степени выход производителей на мировой рынок. Российский государственный концерн 'Газпром' подписал также долгосрочные контракты на покупку центральноазиатского газа. Поэтому Китай, остро нуждающийся в энергоносителях, как и западные европейцы, чувствует себя отрезанным от центральноазиатских ресурсов. В то же время планы строительства нефте- и газопроводов в Китай длительное время продвигались с трудом. С нового года Китай, однако, стал получать казахскую нефть по новому трубопроводу. А за кулисами русские и китайцы спорят о поставках туркменского газа.
Несмотря на страх России перед лицом демографической и экономической экспансии Китая в Сибирь и на российский Дальний Восток отношения между двумя странами считаются сегодня как никогда хорошими. Беспокойство России объясняется сравнением между заметно более высокими темпами развития экономики в северокитайских приграничных с Россией областях и экономическим упадком в Сибири и на Дальнем Востоке, что ведет к оттоку населения из этих российских регионов.
Одно из подписанных сейчас соглашений, предусматривающее миллиардный кредит, который предоставит Китай для развития Центральной Сибири, и одновременно принятое решение об облегчении приграничного экономического сотрудничества приветствуются поэтому далеко не всеми. В России опасаются, что китайские предприниматели воспользуются новыми возможностями более активно, чем российские, и что для китайской экспансии теперь все двери широко открыты.
Беспокоит Москву и развитие внешней торговли. У России пока сохраняется положительное сальдо торгового баланса с Китаем, однако почти 90% российских товаров представляют собой сырье, прежде всего нефть, а также полуфабрикаты. Экспорт машиностроительной продукции резко снизился. Китайцы же, напротив, поставляют преимущественно изделия машиностроения и все больше техники и электроники. Россия оказывается, как и в отношениях с ЕС, поставщиком сырья, который не может конкурировать со странами, поставляющими продукцию обрабатывающей промышленности. Поэтому в России опасаются, что страну, как в случае с Дальним Востоком, захлестнет продукция китайской промышленности.
_______________________________________
Рыночный ленинизм ("The Wall Street Journal", США)
Уроки, которые преподают нам Россия и Китай ("The Washington Post", США)
Мир глазами Китая ("The New York Times", США)