Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ну что, по пивку?

Ну что, по пивку? picture
Ну что, по пивку? picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Пиво - напиток нашей эпохи. Поводом для фотовыставки 'Мир пива: язык, понятный всем' стало исследование, проведенное маркетинговой аналитической фирмой AC Nielsen, в результате которого выяснилось, что пиво пользуется в мире наибольшей популярностью - следом идут прохладительные напитки и вино

Итак, пиво официально признано самым популярным напитком на планете. Чтобы отметить это событие, открылась специальная фотовыставка. Роджер Протц приглашает вас на экскурсию по бесконечному разнообразию светлых элей и 'пилзнеров' - и называет кандидата на высокое звание лучшего пива в мире

Пиво - напиток нашей эпохи. Поводом для фотовыставки 'Мир пива: язык, понятный всем' (The World of Beer: An International Language) стало исследование, проведенное маркетинговой аналитической фирмой AC Nielsen, в результате которого выяснилось, что пиво пользуется в мире наибольшей популярностью - следом идут прохладительные напитки и вино. Объем продаж пива растет как на дрожжах - особенно в странах вроде Китая и России, где оно десятилетиями относилось к разряду 'дефицита'.

Китай

Ожидается, что к концу нынешнего десятилетия Китай, обогнав США, выйдет на первое место в мире по производству пива. С 1995 по 2000 год потребление этого напитка в стране выросло на 88%. В результате либерализации китайской экономики на этот гигантский рынок пришли крупнейшие мировые компании - они строят новые пивзаводы или приобретают пакеты акций уже имеющихся. Крупнейшая американская пивоваренная компания Anheuser-Busch владеет 30% акций старейшего и крупнейшего в Китае завода в Циндао. Завод построили немцы еще в 1903 г.; они же создали в этом районе первые плантации хмеля - сегодня по его производству Китай занимает третье место в мире.

По приблизительным подсчетам, в стране действует порядка 850 пивоваренных заводов, но скоро их число увеличится - на рынок все активнее выходят гиганты вроде Carlsberg, Foster's, Guinness, Heineken и Scottish & Newcastle. Эти международные компании сосредоточивают усилия в городах, где 70% населения составляют люди моложе 35: молодежь считает пиво 'сильным' атрибутом западного образа жизни. За исключением Guinness, глобальные фирмы производят в основном светлые 'лагеры', горьковатые на вкус, с добавлением риса в качестве дешевого дополнения к ячменному солоду. Пиво 'Циндао' и 'Лебедь' из Шанхая экспортируются во многие страны.

Чешская Республика

Богемия, один из регионов нынешней Чешской Республики, претендует на мировую 'пивную славу' по двум причинам. Во-первых, в пересчете на душу населения чехи пьют пива даже больше, чем их соседи немцы (293 пинты (166 литров) против 253 пинт (144 литров) в год). Британцы, кстати, в премьер-лиге 'пивохлебов' занимают лишь восьмое место. Во вторых, Богемия - родина золотистого 'лагера'. В 1842 г. его начали варить на только что построенном 'Мещанском пивоваренном заводе' [название связано с тем, что он был построен местными пивоварами в складчину - прим. перев.] в Пльзени, пользуясь технологией 'холодного созревания' - lager по-немецки означает 'хранилище' - разработанной в Баварии.

Однако, в отличие от темных баварских лагеров, пльзеньское имело приятный бледно-золотистый оттенок; оно быстро завоевало весь мир. Вскоре новый сорт стали варить в самых разных странах, называя его Pilsner, Pilsener или для краткости просто Pils. Для поддержания своих прав первооткрывателя этого сорта Мещанский пивоваренный завод поменял название на 'Пльзеньский праздрой', а марку пива - на Pilsner Urquell ('первоисточник пильзнера'). Это пиво имеет выраженный привкус прожаренного солода и хмеля.

Качество чешского пива приобрело легендарную славу, однако в годы 'холодной войны' нам, жителям Запада, нечасто удавалось его отведать. При коммунистах 70 пивзаводов страны принадлежали государству, но в ходе приватизации эти предприятия расхватали по дешевке международные компании. SAB-Miller стала владельцем брэндов Pilsner Urquell, 'Гамбринус' и 'Велкопоповицкий Козел', а InBev купила Пражский пивоваренный завод - из его продукции наибольшей известностью пользуется 'Старопрамен' ('Старый ручей'). Широко экспортируется и еще одна марка чешского пива - великолепный 'Будвар/Будвайзер' с привкусом жареного солода, ванили и горчинкой хмеля. Завод, на котором он производится, остается в собственности государства: правительство хочет уберечь брэнд от цепких объятий его американского тезки - Budweiser.

США

Сегодня в стране происходит настоящая революция в области 'кустарного' пивоварения - здесь действует более 1300 'микропивоварен'. В прошлом году их совокупный объем продаж увеличился на 16% и сейчас на долю таких пивоварен приходится более 10% от общего объема производства. По британским меркам некоторые 'микропредприятия' весьма велики: завод Sierra Nevada в городе Чико (штат Калифорния), например, производит 800000 бочонков в год. Его светлый эль и 'индийский светлый эль' можно купить и в Англии.

Сухой закон 1920-х - 1930-х гг. погубил пивоваренную отрасль с богатыми традициями производства сортов британского и немецкого типа. После этого гигантский американский рынок обслуживала горстка гигантов во главе с Anheuser-Busch (производителем Budweiser), наводнив его водянистыми и пресными имитациями настоящего лагера. На этикетке Budweiser, к примеру, сообщается, что пиво сделано из 'лучших сортов риса, ячменного солода и хмеля'. Именно безвкусный рис и подытоживает 'букет' этого сорта. Другие гигантские компании в больших количествах используют в качестве добавки дешевую кукурузу.

В 1965 страстный любитель пива по имени Фриц Мэйтаг (Fritz Maytag) купил дышащий на ладан заводик Anchor Steam в Сан-Франциско: это стало прологом второй американской пивоваренной революции. Успех, которым пользовалось его пиво, побудил и других к созданию небольших предприятий. Среди них были энтузиасты, следовавшие по пути английских 'борцов за настоящий эль', и пивовары немецкого происхождения, наладившие производство лагеров такого качества, что гигантскому Budweiser следовало бы бежать куда глядят от стыда. Сегодня небольшие заводы вроде нью-йоркского Brooklyn Brewery, Pike и Redhook из Сиэтла, Rogue из Ньюпорта (штат Орегон) и Samuel Adams из Бостона завоевали сильные позиции на американском рынке. А индийский светлый эль, который варят на заводе Goose Island в Чикаго (он экспортируется в Британию), пожалуй, можно признать лучшим пивом в мире.

Индия

Хотя в некоторых индийских штатах алкоголь запрещен, в других регионах - от холмов Симлы на севере до южных городов Бангалор и Хайдарабад - существует развитая пивоваренная отрасль. Крупнейшими компаниями являются Mohan Meakin и United Breweries. Mohan Meakin стала первой коммерческой пивоваренной фирмой в Индии - ее основал в 1820 г. англичанин Эдвард Дайер (Edward Dyer). Сегодня ее главные брэнды - лагеры Lion и Golden Eagle. Из продукции другого крупного производителя, United Breweries, наибольшей известностью пользуется Kingfisher: это пиво по лицензии изготовляется в Англии и числится в меню многих индийских ресторанов. Марка Cobra Lager формально зарегистрирована в Бангалоре, но на самом деле этот брэнд был создан в Англии в 1989 г. выпускником Кембриджа Караном Билиморией (Karan Bilimoria) и варится в Бедфорде на заводе Charles Wells. Все индийские лагеры имеют сладковатый вкус с сильным оттенком солода, а хмель в них почти не чувствуется.

Впрочем, пивная слава Индии связана в первую очередь с сортом, известным под названием 'индийский светлый эль', которым освежались английские солдаты и чиновники в период колониального господства. Впервые его сварили в Лондоне в конце 18 века, а затем производством этого пива занялись крупные фирмы вроде Bass из Бертона-на-Тренте, искавшие новые рынки сбыта. Оно было довольно крепким, с большим содержанием хмеля, чтобы выдержать трехмесячное морское путешествие до Бомбея и Калькутты. К концу 19 века, однако, на индийский рынок вышли немецкие пивоваренные компании, и их лагеры заменили светлый эль.

Южная Америка

Этот континент играет большую роль в мировом пивоварении. Компании вроде колумбийской Bavaria, мексиканских Modelo и Moctezuma, или венесуэльской Polar относятся к крупнейшим производителям мира, а в результате слияния бразильской Ambev и бельгийской Interbrew совместная фирма InBev заняла первое место на мировом рынке.

Пивоварни в Южной Америке строили колонизаторы-испанцы; позднее она испытала влияние немецких лагеров. Но еще задолго до прибытия европейцев ацтеки и майя варили собственное пиво на основе кукурузы - некоторые сорта были довольно примитивны, но другие отличались высоким качеством. Так, 'черное пиво' Xingu - оно производится в коммерческих масштабах в Бразилии и экспортируется в США - основано на сорте, который издревле делают в Верхней Амазонии.

В Мексике влияние европейцев ощущается в таких сортах пива, как Dos Equis и Negra Modelo - темные лагеры, изготовленные по типу 'австрийского красного'. Они напоминают о временах, когда Мексика входила в состав империи Габсбургов; эти сорта готовятся с использованием темного солода, который придает им пряный вкус с шоколадным оттенком.

Большинство южноамериканских лагеров - ничем не примечательные освежающие напитки, однако такие марки как мексиканская Bohemia, Brahma из Рио де Жанейро, и венесуэльская Tipo Pilsen можно признать отличными образцами сорта Pilsener: у них хороший вкус с нотками солода, ванили и хмеля.

Роджер Протц - редактор 'Путеводителя по хорошему пиву' (Good Beer Guide). Его последняя книга называется '300 марок пива, которые нельзя не попробовать' (300 Beers To Try Before You Die).

________________________________________

Чем предпочитаете травить организм? ("The Guardian", Великобритания)

Трудная борьба против пьянства и вызывающей одежды ("Frankfurter Allgemeine Zeitung", Германия)