Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Взрыв праведного гнева

Год 1667-й: фрагмент из истории украинской Руины

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Есть такой закон исторической и духовной жизни: чем дольше народ терпит наброшенное на него чужое, вражеское ярмо - тем сильнее оказывается впоследствии 'неожиданный' (а на самом деле вполне закономерный) социальный взрыв, извержение протестного 'вулкана', а особенно если такую опасность власть, которая должна была бы нести ответственность за судьбу страны, не желает вообще замечать. Этот закон подтверждается всей историей Украины

Есть такой закон исторической и духовной жизни: чем дольше народ терпит наброшенное на него чужое, вражеское ярмо - тем сильнее оказывается впоследствии 'неожиданный' (а на самом деле вполне закономерный) социальный взрыв, извержение протестного 'вулкана', а особенно если такую опасность власть, которая должна была бы нести ответственность за судьбу страны, не желает вообще замечать. Этот закон подтверждается всей историей Украины, и каждый век предоставляет нам огромное количество наглядных примеров его истинности и действенности. Не является исключением и век XVII, а особенно трагический период Руины.

...В конце 1665 года произошло невиданное еще в истории Отчизны событие - впервые украинский гетман (Иван Брюховецкий) посетил столицу Московского государства. И хотя в условиях многолетней гражданской войны и братоубийственного противостояния власть гетмана Брюховецкого ограничивалась Левобережьем Украины, тем не менее значение его визита в Москву и переговоры с представителями царского правительства для дальнейшей истории Украины неожиданно оказалось настолько огромным, что специалисты не без определенных оснований ставят предложенные Брюховецким и утвержденные царем Алексеем Михайловичем восемь дополнительных статей, существенно менявших и корректировавших характер украинско-московских отношений, в один ряд с такими 'судьбоносными' документами, как Переяславский (точнее Московский) договор 1654 года. Сразу следует сказать: статьи, поданные Брюховецким (популистом в наиболее точном значении этого слова, т.е. человеком без каких-либо устоявшихся политических убеждений), были постыдной сдачей национальных интересов Украины - в обмен на титул боярина, женитьбу на княжне Долгорукой и огромные состояния 'с московского плеча...'.

Чтобы убедиться в этом, достаточно еще раз перечитать текст подготовленных совместно Брюховецким и московскими чиновниками и 'всемилостивейше' одобренных лично царем статей. Там, в частности, речь шла о таком: 'Для усмирения частой в малороссийских городах шатости, которая за прошлых гетманов на Украйне бывала и ныне часто за непостоянством малороссийских городов изрывается ...чтоб Богу и всему свету явно было, что он, гетман, со всем Войском Запорожским и со всеми малороссийскими городами и с селами, в совершенном и истинном подданстве государском ныне и впредь вечно пребыти хощет и что самою истиною монарха своего знати желает' - словом, для устранения неповиновения царю на Левобережье Украины и для упрочения московской власти объявлялось о ряде мероприятий.

В частности, согласно указу царя, во всех главных городах Украины должны находиться воеводы - исполнители воли монарха и его представители, а также, естественно, соответствующий гарнизон московских войск. Причем если раньше было согласовано пребывание этих войск только в Киеве (во времена Богдана Хмельницкого), то теперь, демонстрируя свою безоговорочную, воистину холопскую преданность своему 'государю', гетман Брюховецкий не только дал согласие на допуск московских воевод в Чернигов, Нежин, Переяслав, Умань и Брацлав (он здесь не был первым - этот 'славный путь' проложил еще гетман Юрий Хмельницкий в 1659 году), но и не возразил против того, чтобы эти воеводы взяли в свои руки административное и финансовое управление в этих городах Украины. А именно: по новому положению, царские воеводы получали уже право руководить городами, распределять и собирать налоги, и более того - проводить перепись украинского населения и определять для каждого гражданина его повинности.

В своем заискивании перед царем Брюховецкий дошел до того, что '...бив чолом великому государю, щоб у Кодаку (крепость возле первого порога на Днепре. - I. С. ) були великого государя ратнi люди, бо Запорiжжя буде тодi пiд государською великою рукою й мiцне... А в Запорогах хай би був окремий воевода й зимував у Запорогах; тим над неприятелем и промисел учинити' (сколько раз в дальнейшей истории Украины национальное отступничество оправдывалось потребностью 'общей борьбы' против воображаемого или реального врага!).

А теперь посмотрим, как эти 'государственные' шаги Брюховецкого были восприняты теми, кто самоотверженно служил Украине, рискуя нередко жизнью, отражая постоянные атаки опасных неприятелей, татар и турков - запорожскими казаками (стихийно, заметим, преданными 'православной вере' и 'самому светлому и державному царю'). Кошевой атаман запорожцев Иван Риг писал Брюховецкому: 'Прочули ми, що Москва буде на Кодаку; але ii там не потрiбно. Зле чиниш, розпочинаючи з нами сварку; зброя не допоможе в полi, якщо вдома не буде ладу. Хоча царська величнiсть виявив тобi честь, але гiднiсть отримав ти вiд Вiйська Запорiзького. Вiйсько ж не знаe, що таке боярин, знаe лише гетьмана. Зволь, вельможнiсть твоя, чинити з нами по-справжньому, як ранiше бувало, бо не завжди сонце в сiрячинi ходить, i не знаeш, що кому злий жереб принiс; пам'ятай давню фiлософську притчу, що щастя на швидкому колi дуже хутко обертаeться; у свiтi все звикло ходити, як тiнь за сонцем; доки сонце свiтить, доти й тiнь, а як насуне темна хмара, то й мiсця не пiзнаеш, де тiнь ходила; так вельможнiсть твоя умiй щастя шанувати'.

Невиданный в истории Украины 'политический проект' гетмана Брюховецкого - внедрение бояр на Запорожье - уже поставил подвластную гетману часть Украины на грань социального взрыва. А последней 'искрой', ускорившей мощный социальный взрыв в Украине 1667-1668 гг., было, без сомнения, заключение известного Андрусовского договора ('Андрусовское перемирие') между Россией и Польшей в январе года 1667-го. По этому договору Правобережная Украина (за исключением города Киева) переходила к Польше, и таким образом было окончательно узаконен раздел нашей земли по Днепру между двумя государствами - Речью Посполитой и Московским царством. Одно это вызвало возмущение казаков, мещан, крестьянского люда. Что же касается запорожцев, то они с гневом читали такие строки перемирия: 'тамошние козаки, живущие по островам и остающиеся в оборонах, должны оставаться в послушенстве под обороною и под высокою рукою обоих великих государей для услуги против наступающих бусурманских войск' (такое себе 'двойное подчинение', а следовательно, подчинение той же шляхетской Польше, против которой Сеч так долго и героически боролась!). К тому же казацких послов даже не пригласили в Андрусово в момент подписания договора.

Еще за несколько месяцев до такого внешнеполитического 'сальто' московского правительства (у которого, надо думать, были свои, корыстные, причины поступать именно так, а не иначе) ситуация в Украине была, по оценке одного из ведущих церковных деятелей того времени епископа Мефодия, таковой: 'У Запорогах i в Полтавi почалися хитання великi, бо запорожцi i полтавцi й усiх украiнських мiст полковники, старшина, козаки й духовенство боярина-гетьмана (читай - Брюховецького - I.C. ) не люблять за те, що вiн почав чинити свавiльно...'. Когда же известие о подписанном в Андрусово договоре дошло до тех же запорожцев, казаки (во всяком случае малоимущие, 'голота') поняли, что настало время действовать. В мае 1667 года на Запорожье прибыл московский представитель, стольник Ефим Лодыженский 'со товарищи' в сопровождении солдат. Ненависть сечевиков и к Брюховецкому (который отождествлялся с царской властью), и к самой этой власти привела к кровавой развязке: Лодыженский, несколько 'посольских людей', пятеро солдат и четверо татар, которые были с ним, расстались с жизнью. За неделю до этого новый кошевой атаман Остап Васютенко послал Брюховецкому письмо, в котором, объясняя смерть стольника Лодыженского, значительную часть ответственности возлагал на самого гетмана: он, мол, по евангельскому изречению, вместо хлеба протянул запорожцам камень и за это ожидал от них благодарности! Царь же, указывал Васютенко, хочет лишить казаков того, за что их предки умывались кровавыми слезами, на что положили они огромные силы и что считают они самым ценным, дорогим всем творениям - рыбам, птицам и зверям - а именно свободы, военных прав и вольностей...

Народный гнев зрел долго - однако тем выше стала его волна. Летом и осенью 1667 года, а еще больше - в начале 1668-го недовольство московскими 'управителями' охватило едва ли не все украинские города и селения. Царские воеводы начали искать защиты у гетмана Брюховецкого, но последний - по популистско-конъюнктурным соображениям - резко сменил ориентацию, посчитав теперь лучше выступить 'защитником Отчизны' от Москвы. Но это не спасло предателя, которого ненавидел буквально весь народ: он был убит в июне 1668 года, в момент победного похода его соперника и оппонента, правобережного гетмана Петра Дорошенко. И кто знает, если бы казаки, крестьяне, мещане и все 'поспiльство' поддержали бы Дорошенко активнее - может, судьба Украины была бы иной... Во всяком случае, этот драматический эпизод из истории Украины наглядно свидетельствует: о народе можно говорить пренебрежительно - но только до тех пор, пока он спит!

N55, п'ятниця, 30 березня 2007

_______________________________

Спор Руси с Московией закончится победой Украины ("Украинская правда", Украина)

"Хахлы, на выход!" Украина обижает россиян? ("Украинская правда", Украина)