Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Косово - ящик Пандоры?

Зачем пытаться решить давнюю и сложную проблему в такой спешке?

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Если, не дай Бог, события действительно начнут развиваться по сценарию Холбрука, то на поверхность обязательно всплывет сразу несколько вопросов. Во-первых, последние восемь лет в Косово действуют войска и полиция НАТО - следовательно, получается, что в результате этой международной операции, начатой Соединенными Штатами, стабильность в крае установить так и не удалось?

Несколько дней назад я вернулся из Белграда, куда ездил на юбилейное 150-е заседание Торговой палаты Сербии, организации-партнера российской Торгово-промышленной палаты. Во время поездки в сербскую столицу мне представилась возможность встретиться с президентом страны Борисом Тадичем (Boris Tadic) и ее премьер-министром Воиславом Коштуницей (Vojislav Kostunica). Немало интересного и полезного рассказал мне также посол России в Сербии Александр Алексеев, отлично осведомленный о ситуации внутри страны и вокруг нее.

В результате у меня сложилось стойкое впечатление, что центральный вопрос для сербского общества на сегодняшний день - это вопрос косовский. Думается, что далеко не все, особенно в Вашингтоне, в полной мере представляют себе всю глубину восприятия этой проблемы в сербском сознании. В то же время, и Тадичу, и Коштунице эти настроения прекрасно известны (на самом деле, никто в сербском руководстве не может их игнорировать), и оба лидера категорически исключают вариант предоставления Косово независимости.

Некоторые западные политики надеялись, что для Тадича вопрос членства страны в Европейском Союзе будет важнее вопроса сохранения территориальной целостности Сербии. Этого, однако, не произошло. Сегодня оба руководителя Сербии выступают против плана, предложенного специальным представителем генерального секретаря Организации Объединенных Наций по Косово Мартти Ахтисаари (Martti Ahtisaari). Как сказал мне президент Сербии, этот план основывается на компромиссе: речь идет об отделении Косово, в результате которого 15 процентов территории Сербии станут независимым государством.

По моему представлению, позиция сербского руководства основывается на трех основных положениях:

(1) Фундаментальное решение косовской проблемы должно основываться на сохранении юридического статуса этого края как части Сербии с предоставлением ему максимальной степени независимости (автономии).

(2) Это не означает, что Сербия отворачивается от Запада. Как считает премьер-министр Коштуница, страна по-прежнему движется курсом, направленным на интеграцию в Европейский Союз. Но и на отношения с Россией эти события никак не должны повлиять отрицательно. Президент Тадич видит три приоритетные задачи во внешней политике Сербии: сближение с Европейским Союзом, Соединенными Штатами и Россией.

(3) Сербское руководство - и я хотел бы это подчеркнуть - всеми силами стремится продолжать переговоры с косовскими албанцами, добиваться гармонизации позиций обеих сторон и достигнуть взаимоприемлемого компромисса. План Ахтисаари - в том виде, в котором его в настоящее время предполагается представить Совету Безопасности ООН, - считается совершенно неприемлемым.

В результате проведенных в Белграде встреч я пришел к заключению о том, что исчерпаны далеко не все возможности для продолжения переговоров. Я неоднократно слышал один и тот же вопрос: зачем пытаться решить эту давнюю и сложную проблему в такой спешке?

За этой спешкой многие видят действия 'пиарщиков правительства США', что, в общем, неудивительно. После передачи власти следующему президенту, на имени Буша в истории останется 'иракское пятно', но если с ним же будет связана и победа на Балканах, это будет означать, что восемь лет назад бомбовые удары по Белграду наносились не зря, что Сербия в результате приобрела демократию; те, кто хотел независимости, получили независимость; а сегодня получает независимость и албанское население Косово - и тем самым лишний раз показывает, что подходы и действия правительства Буша были правильными.

Однако сербам за эту пиар-кампанию придется заплатить дорогой ценой. Особенно Белград беспокоит возможность всплеска насилия в Косово, жертвой которого станет проживающее там сербское меньшинство. Как сказал президент Тадич, 'Мы не можем воевать против НАТО и не будем этого делать, но нашей обеспокоенности относительно ситуации в Косово это никак не умаляет'.

Как раз когда я был в Белграде, со своим заявлением выступил Ричард Холбрук (Richard Holbrooke): он заявил, что промедление в решении косовского вопроса приведет к еще большему кровопролитию.

- Это не анализ ситуации, а лишь один из сценариев, - сказал по этому поводу один высокопоставленный представитель правительства Сербии. - Как только Вашингтон выступит с угрозой в адрес косовских албанцев, что если в Косово начнется насилие против сербов, они раз и навсегда потеряют поддержку Запада, в Косово все сразу же станет нормально.

Но пойдет ли на это Вашингтон?

С господином Холбруком, которого я очень хорошо знаю, я не согласен. Более того, реализация описанного им сценария, по-моему, совершенно не в интересах Соединенных Штатов.

Если, не дай Бог, события действительно начнут развиваться по этому сценарию, то на поверхность обязательно всплывет сразу несколько вопросов. Во-первых, последние восемь лет в Косово действуют войска и полиция НАТО - следовательно, получается, что в результате этой международной операции, начатой Соединенными Штатами, стабильность в крае установить так и не удалось? Другой вопрос: если насилие против сербов возможно даже в присутствии международных сил, чего ожидать сербскому меньшинству, если Косово станет независимым?

И, наконец, я хотел бы привлечь внимание к следующей проблеме: как только Косово будет предоставлена независимость, расползаться по швам начнет другое государство, созданное с огромным трудом - Босния. Никак нельзя исключать, что в нем снова возникнут и начнут набирать силу центробежные тенденции: боснийских сербов потянет к Сербии, боснийских хорватов - к Хорватии, причем последние могут выйти из состава боснийской Хорвато-Мусульманской Федерации.

В этой ситуации боснийским мусульманам останется одна дорога - к независимому Косово. Результатом станет еще большая политическая радикализация. Если план Ахтисаари будет приведен в действие, то может получиться так, что не Косово вольется в ряды государств мира, а, наоборот, другие государства присоединятся к Косово. Над этой проблемой нужно еще много и тщательно думать.

Евгений Примако (так в тексте - прим. перев.), член Российской Академии Наук.

_____________________________________

Русская головоломка ("The Guardian", Великобритания)

Вы можете задать свои вопросы по проблеме Косово и на другие интересующие вас темы политическому обозревателя сербской газеты 'Politika' Слободану Самарджии