Гроссмейстер выступает за мирные, пусть зачастую и незаконные, протесты на улицах городов против, по его словам, 'полицейского' российского государства.
Его знаменитые курчавые волосы уже начинают седеть, но на лице - все та же мальчишеская улыбка. Гарри Каспаров, в течение двух десятилетий безраздельно господствовавший в мировых шахматах, до сих пор наполняет энергией любое помещение, в которое входит. Однако, оставив шахматы два года назад, гроссмейстер ушел в другую игру, гораздо менее интеллектуально-абстрактную и гораздо более беспокойную - в российскую политику.
Каспаров - председатель либерального оппозиционного Объединенного гражданского фронта, фактический глава антикремлевской коалиции 'Другая Россия' и автор весьма рискованной стратегии противостояния 'полицейскому государству', созданному, по его словам, президентом России Владимиром Путиным. Он намерен проводить мирные, пусть зачастую и незаконные, акции протеста на улицах городов страны.
Свою цель он формулирует следующим образом: принудить Кремль отказаться от планов через год обеспечить управляемый переход власти от Путина к новому лидеру страны и открыть процесс свободного и честного выбора.
- В шахматах, если на короля нападают, надо защищаться, - говорит Каспаров. Демократия в России испытывает, по его словам, множество серьезных угроз. - Поэтому что-то надо было делать. Мы сделали 'Другую Россию', и дело пошло.
- За иллюзией стабильности скрывается горячий протест и растущее экономическое неравенство. Единственный выход из создавшейся ситуации - это настоящие, конкурентные и свободные выборы.
Аресты и водометы
В начале марта, по некоторым подсчетам, на демонстрации в Санкт-Петербурге около пяти тысяч человек, скандируя 'Свободу!' и 'Россия без Путина!', прорвали кордон полиции и двинулись к Дворцовой площади, девяносто лет назад ставшей главной ареной русской революции. Десятки людей были арестованы, но, по словам Каспарова, в России уже многие годы не было такого крупного митинга протеста. Он считает это 'первой крупной победой'. В конце марта на аналогичную акцию в городе Нижнем Новгороде на Волге пришло меньше народу; к тому же тысячи полицейских, подкрепленных вертолетами и водометами, не пустили протестующих на центральную площадь города. Следующую акцию планируется провести в Москве 14 апреля.
- Режим привык жить без оппозиции, и даже от небольшой акции протеста государство впадает в панику, - говорит Каспаров. - Сильный режим не выставляет против мирной демонстрации тысячи вооруженных людей. Такая реакция - это признак слабости.
Каспаров снискал себе скандальную репутацию. Его усилиями движение 'Другая Россия' объединило множество весьма различных и, как утверждают многие, недобросовестных сил как слева, так и справа - здесь и неокоммунистическая 'Трудовая Россия', и левацкая Национал-большевистская партия во главе с писателем Эдуардом Лимоновым, и либеральный Народно-демократический союз бывшего премьера Михаила Касьянова, и сторонники самого Каспарова - в основном продемократически настроенная молодежь. Серьезнейшая задача коалиции, по словам Каспарова - привлечь к сотрудничеству все еще влиятельную Коммунистическую партию, последнюю реальную оппозиционную силу.
- План объединить всех недовольных, может быть, и хорош, но сомневаюсь, что у него есть хоть какие-то шансы на успех, - считает Сергей Михеев, директор независимого московского Центра политических технологий. - Для меня вообще тайна, зачем Каспаров бросил шахматы и пошел в политику. Этим он сильно навредил собственной репутации.
Однако Каспаров возражает: в Кремле, говорит он, сейчас начался разлад, потому что Путин не хочет оставаться у власти после марта следующего года. Битва за место преемника, считает Каспаров, открывает поле для деятельности демократических сил.
- Если сегодня, когда Кремль разваливается на части, мы будем держаться вместе и создать центр единства различных оппозиционных сил, . . . то система может эволюционировать, причем довольно серьезно. К концу года в России совершенно точно грядут политические бури.
На прошлой неделе Сергей Миронов, спикер верхней палаты парламента и глава прокремлевской партии 'Справедливая Россия', призвал парламент рассмотреть вопрос об изменении Конституции, чтобы Путин мог баллотироваться на третий президентский срок подряд. В ответ представитель Кремля сообщил, что позиция Путина относительно третьего срока 'остается неизменной'.
Каспаров обещает на следующем съезде 'Другой России', который состоится в июле, выдвинуть на президентские выборы в марте следующего года единого кандидата от оппозиции. Имен он называть не хочет, но говорит, что вряд ли будет баллотироваться сам, поскольку после этого уже не сможет работать 'посредником' и 'наладчиком отношений' между разнообразными политическими силами, составляющими оппозиционную коалицию.
В поддержку своего утверждения о 'полицейскости' российского государства Каспаров приводит свидетельства преследования активистов 'Другой России'.
Он не единственный, кто рассказывает о том, что у полиции есть целый список имен, адресов и мест работы политически инакомыслящих. Например, Борис Кагарлицкий, организатор общественного форума, проведенного в июле прошлого года в Санкт-Петербурге, во время саммита 'большой восьмерки', рассказывает, что 'более трехсот приглашенных нами делегатов либо были сняты с поездов и автобусов, либо им вообще не дали выехать из их городов. У некоторых полиция просто уничтожила документы'.
Встречи с российскими спецслужбами
По утверждению Каспарова, для подавления оппозиции используется одна из кремлевских спецслужб - Национальный антитеррористический комитет.
- По нынешнему российскому законодательству, 'экстремистом' могут объявить любого. Для этого режима экстремизм - это то же самое, что терроризм. Каждый раз, когда мы объявляем о предстоящей демонстрации, к активистам домой приходят люди из ФСБ [Федеральной службы безопасности]. Мы считаем, что против нас проводится хорошо организованная операция спецслужб.
На прошлой неделе Кремль призвал все политические партии подписаться под Хартией о борьбе с экстремизмом - не проводить уличных маршей, 'способных вызвать этническую, религиозную или социальную напряженность', а также оборвать всякие связи с политическими силами, собирающими из небольших группировок 'экстремистские' коалиции. По информации англоязычной газеты The Moscow Times, отказалась подписать хартию только Коммунистическая партия.
По мнению некоторых экспертов, Каспаров, может быть, и не добьется ничего в политическом плане, но он, тем не менее, делает полезное дело для российской демократии.
- Он очень эффективен как человек, не боящийся противостоять властям и не поддающийся давлению, - считает Андрей Рябов из московского Центра Карнеги. - Его миссия как первопроходца, расчищающего путь политическим переменам в России, может оказаться очень полезной.
_______________________________
Гарри Каспаров: Гангстерское государство Путина ("The Wall Street Journal", США)