Разместить американский противоракетный щит в России, вместо Польши и Чехии? 'Почему бы и нет. Это было бы более логично'. В пятницу сенсационная, парадоксальная гипотеза - в особенности после волнующих протестов Путина против 'односторонней' политики Вашингтона - была предложена одним (анонимным) служащим Министерства иностранных дел. И, что вполне понятно, привлекла к себе внимание СМИ всего мира, также как и внимание глав 27 государств, входящих в ЕС, большая часть является членами НАТО.
Но это было минутной вспышкой. В субботу, так же сенсационно, кто-то приказал пойти на попятную. Русские взяли свои слова назад. Сухое опровержение. На этот раз, тот, кто говорил, обладал именем и фамилией: Михаил Камынин. Официальный представитель Министерства иностранных дел на Смоленской площади, короче, первый представитель Сергея Лаврова, который является министром почти 4 года. Следовательно, тот, кто никогда не вступал в конфликт с президентом Путиным. И который преданно интерпретирует его директивы.
Таким образом, выход Камынина не особенно удивляет: почти должный поступок. Известие, появившееся в иностранных газетах, а также и в некоторых российских, - это его краткое выступление и заявление о том, что все это не отражает реальность: 'Данное сообщение не соответствует действительности и абсолютно не отражает позицию России по проблематике ПРО'. Но как всегда это бывает в России, не нужно концентрироваться на буквальном значении слов, а скорее на том, что они за собой скрывают. Хотя бы потому, что пятничный анонимный источник не высказывался от имени правительства, а 'рассуждал' - в качестве 'внутреннего' наблюдателя внешней политики России - о возможности преодоления разногласий, возникших между Белым Домом и Кремлем.
Ошибка? Несогласованное выступление, вернее, 'техническая' неисправность? В действительности, выступление Камынина походит на выговор. Но кому? Конечно, не тем, кто сообщил о том, что слышал и записал. Таким образом, нахлобучка эта - коллеге-служащему, который некстати вообразил сценарий, по-видимому, не совпадающий с 'линией' нынешнего дипломатического курса. И что кажется достаточно странным: кто бы взял на себя такую самоубийственную инициативу в России Путина, где звенья властной цепи тесно связаны? Такое впечатление, что мы наблюдаем за игрой сторон.
Игрой очень сложной и четкой. Игрой, в которой участвуют европейские министры иностранных дел, решившие как раз вчера поставить на повестку дня щекотливый вопрос об американском противоракетном щите, который будет обсуждаться 23 апреля в ходе работы Совета иностранных дел в Люксембурге, четыре дня спустя после заседания Совета Россия-НАТО (19 апреля в Брюсселе), где будет обсуждаться вопрос противоракетного щита.
Почему - достаточно четко объясняет Массимо Д'Алема, глава итальянской дипломатии: 'Система противоракетной безопасности, которую Соединенные Штаты Америки намереваются реализовать в Европе, не может считаться темой двусторонних переговоров между США и отдельными европейскими странами, именно поэтому ЕС потребует, чтобы это обсуждалось в рамках НАТО. Мы убеждены, что Совет Россия-НАТО является наиболее уместным местом для обсуждения таких деликатных тем, это очень важный инструмент сотрудничества с Москвой'.
Все дни вплоть до конца апреля расписаны. После встречи 23 апреля в Люксембурге, наступит очередь решающей встречи в Осло, где за одним столом соберутся все министры иностранных дел НАТО. Для того, чтобы услышать, как американцы повторяют, что необходимо вовлечь русских в этот проект, 'мы абсолютно открыты и будем рады их сотрудничеству', сказал несколько дней назад Директор Агентства противоракетной обороны США генерал-лейтенант Генри Оберинг. Представитель агентства ПРО Пентагона намекнул на возможность того, что американский щит накроет также и Россию, возможно, вовлекая ее в дело по технологическому сотрудничеству. Возможно, в Москве кто-то уже начал производить подсчеты.