Зачем он похитил пятнадцать британских моряков, и какое влияние это окажет на отношения со странами-изгоями в будущем?
Частный вопрос, поставленный недавней провокацией Ирана: 'Зачем Ирану понадобились пятнадцать британских моряков?' неизбежно ведет к общему: 'Чего хочет Иран?'. Похоже, адекватного ответа на этот вопрос нет. По всей видимости, президент Ирана Махмуд Ахмадинежад не подчиняется традиционным правилам Realpolitik.
На первый взгляд, может показаться, что Иран выбрал неудачное время для конфликта с Британией. Изоляция Ирана нарастает, Совет Безопасности ООН единогласно проголосовал за введение новых санкций, призванных остановить его программу обогащения урана. Суннитские арабские соседи Ирана, особенно, Саудовская Аравия, открыто задаются вопросом о том, как сдержать его растущую силу. А администрация Буша задерживает иранцев в Ираке, обвиняя Тегеран в переправке через границу взрывчатых веществ, и перебрасывает в район Персидского залива боевые корабли и ракеты Patriot.
Более того, Британию никак нельзя причислить к заклятым врагам Ирана. Вместе с Францией и Германией она предлагала Ирану экономические стимулы в обмен на отказ от программы обогащения урана в то время, как США не снисходили до этого. Три европейских государства по-прежнему готовы предоставить Ирану экономические блага в обмен на реальное приостановление программы. Отказ Ирана освободить захваченных британских моряков, несмотря на то, что спутниковые данные подтвердили, что они находились в водах Ирака, был усугублен решением заставить их сделать 'признания' и принести 'извинения' перед телекамерами.
Но, если действия Ирана необъяснимы, то его намерения покрыты завесой тайны. Если режим пришел к выводу, что международное сближение невозможно, то он, возможно, стремится устроить шоу силы, решимости и готовности дать отпор Западу, чтобы заручиться поддержкой населения. Атака на Соединенные Штаты была бы глупой и опасной, но кризис в отношениях с союзником США, готовящимся к выходу из Ирака, осложняет жизнь американцам, не создавая при этом казус белли.
Так, возможно, цель Ахмадинежада в том, чтобы расквитаться с враждебным Западом? В таков случае, кризис с заложниками может продолжаться неделями или месяцами, и Иран постарается извлечь из ситуации с невинными британскими моряками максимальный пропагандистский эффект.
Какими бы ни были мотивы Ахмадинежада, ясно одно: действия Ирана делают более убедительными аргументы американских 'ястребов', считающих Иран государством-изгоем, которое возглавляет отрицатель Холокоста, поддерживающий терроризм и пренебрегающий международными нормами как в сфере нераспространения, так и в области морского права.
_________________________________________________
Иран ведет себя как бандит и шантажист? И что в этом нового? ("The Times", Великобритания)
Иран, злобная жертва ("The New York Times", США)