Свет погас, бал окончился. Москва вернулась к своим делам, Мстислав Ростропович - великий виолончелист, великий человек и великий россиянин - после приема у президента Путина в Кремле по случаю своей восьмидесятой годовщины вернулся к заботам о здоровье.
Ростропович - и в этом нет ничего нового - заслужил всевозможных изъявлений благодарности со стороны соотечественников. Ведь, наравне с Бродским и другими, он один из великих изгнанников советизма, благодаря которым образ Советского Союза на протяжении десятилетий не ограничивался ГУЛАГом и атомными ракетами, и благодаря которым русская культура пережила коммунизм и изгнание своих творцов.
Но известно ведь, что у благодарности очень короткая память, а отношения между 'Ростро' и его соотечественниками всегда были менее ангельскими, чем можно судить по фотографиям из Кремля. Это можно понять, не одобряя: ведь зависть - всеобщее, совершенно естественное человеческое чувство, а поздравления или пожелания - это, главным образом, любезность завистников.
А именно, одни не могут смириться с зарубежными - да что там, мировыми! - успехами Ростроповича, другие завидуют его состоянию и месту в обществе, но, вероятно, самую многочисленную группу составляют те, кто не может простить ему мужества в отношении сатрапии, сопротивления самоволию и мстительности властей, а, прежде всего, того, что он укрыл у себя бывшего узника ГУЛАГа и КГБ Александра Солженицына.
А ведь Солженицын - это еще один пример советского зачумленного, который, став в изгнании гражданином мира, никогда не переставал быть русским. Еще один пример, подтверждающий правило Шамфора: 'Чувство, которое мы испытываем к нашим благодетелям, напоминает благодарность, испытываемую в отношении дантистов, когда они вырывают нам зуб'.
Ведь сегодня Солженицын, автор 'Архипелага ГУЛАГ', лауреат нобелевской премии в области литературы, желавший вернуть россиянам правду, память и достоинство, практически игнорируется своими соотечественниками, считается, особенно молодыми (если они вообще что-то о нем знают), старым и занудным проповедником.
Михаил Горбачев, первый и последний президент СССР, дал обоим возможность вернуться на родину, откуда их хотели выдворить его предшественники. Именно он от имени народа признал, что Россия должна извиниться перед обоими гигантами российской культуры.
Мораль: он также оказался в орбите российской немилости и неблагодарности. Сегодня лауреата нобелевской премии мира, который не использовал силу против взбунтовавшихся сателлитов, одни ненавидят за то, что, открыв двери демократии, он спровоцировал распад СССР - 'крупнейшую', как сказал Путин, 'геополитическую катастрофу XX века', а другие - за то, что, не распахнув эти двери достаточно широко, он не сумел освободить Россию и россиян от тени и аппарата страха.
Ничего нового в человеческой душе. Нет более сильного и всеобщего человеческого чувства, чем бескорыстная зависть. Ведь мы знаем стольких других людей в стольких других странах, в том числе, и в Польше, которые будучи очень и даже исключительно популярными, уважаемыми и авторитетными в мире, у себя не становились пророками, чтобы не сказать хуже.
Мы также знаем, что чужой успех вызывает больше ненависти, чем восхищения. И даже если, как считают некоторые, история менее несправедлива, чем люди (хотя лично я в этом сомневаюсь), все равно был прав Александр Дюма: 'Некоторые услуги бывают так велики, что оплатить их можно только неблагодарностью'.