Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Что за несчастье произошло с украинской 'оранжевой революцией'? Правильнее всего сказать, что несчастья сопровождали ее с самого начала. Нынешний кризис лишь доводит до предела напряженность в отношениях между двумя половинами страны, которая разделена настолько глубоко, что уже не похожа на единое государство

Что за несчастье произошло с украинской 'оранжевой революцией'? Правильнее всего сказать, что несчастья сопровождали ее с самого начала. Нынешний кризис лишь доводит до предела напряженность в отношениях между двумя половинами страны, которая разделена настолько глубоко, что уже не похожа на единое государство.

Президент Ющенко был слишком подходящим героем для Европы и США после революции 2004 г., когда он вырвал власть из рук своего соперника Виктора Януковича, благодаря сотням тысяч людей, которые, несмотря на мороз, вышли на площадь Независимости, чтобы выразить протест против сфальсифицированных выборов. Ющенко, чье лицо было обезображено в результате отравления диоксином (это преступление так и не было раскрыто), казался идеальным лидером для Украины: харизматический лидер, западник, друг предпринимателей и либеральных мыслителей, чуть не погибший от рук (как считается) пророссийской старой гвардии.

Но, вероятно, он стал героем лишь для половины страны. Ведь Украина расколота между украиноязычным, католическим западом, где ощутимо влияние Польши, и пророссийским, православным, индустриальным востоком. Опубликованный в 1994 г., во время экономического кризиса доклад ЦРУ, в котором рассматривается возможность официального оформления раскола, сегодня кажется мелодраматичным. Оптимисты считают, что способность к объединению двух культур - это самое ценное, что есть у Украины.

Но это привело к политическому тупику. Став в марте прошлого года премьер-министром после победы своей партии на парламентских выборах, Янукович вступил в жесткую конфронтацию с Ющенко. На этой неделе Ющенко распустил парламент и назначил новые выборы на 27 мая, надеясь преодолеть патовую ситуацию, получив большинство в парламенте. Но, даже если суд признает их законными и они состоятся, это маловероятно.

Самое обнадеживающее в этой истории - то, что обе стороны, стремясь доказать свою правоту, обращаются к Конституции и судам. Янукович утверждает, что Ющенко распустил парламент незаконно. Через некоторое время свой вердикт вынесет Конституционный суд.

Кроме того, хорошо обстоят дела в экономике - по крайней мере, по сравнению с тревожными ожиданиями. Последствием прошлогодней конфронтации стало падение уровня иностранных инвестиций, и правительство ожидает снижения уровня роста с 11,5 процентов в 2006 г. до 6,5 процентов, однако инфляция держится под контролем.

Желающие видеть Украину более европейской надеются на то, что новый парламент будет более доброжелательным по отношению к Ющенко, и что он сможет преодолеть разногласия с Юлией Тимошенко, бывшим премьер-министром, сформировав сильное либеральное прозападное правительство. Наихудший сценарий - это новый тупик: в том случае, если Янукович потребует ждать решения Конституционного суда, что может занять несколько месяцев, или если в новом парламенте также не будет явного большинства.

Ющенко разочаровал украинцев многим, но больше всего - тем, что не сумел показать, чем им выгодны заигрывания с Европейским Союзом и НАТО. По несчастливому стечению обстоятельств, через несколько месяцев после 'оранжевой революции' Франция и Нидерланды проголосовали против Конституции ЕС, усилив позицию тех, кто выступает против дальнейшего расширения. Но, более того, ЕС дал Украине понять, что ее место в не сдвигающейся с места очереди кандидатов на вступление - за Турцией.

Все, на что может надеяться ЕС, - это помочь Ющенко подтянуть Украину чуть ближе к Западу, но если Запад не удостоит его хотя бы парой подачек, то эта ошибка обойдется ему очень дорого.

______________________________________________

Самое трудное решение президента ("The Financial Times", Великобритания)

Кризис демократии на Украине ("Time", США)