Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Ракеты, нефть и вновь разделенная Европа

Критикуя Путина, Запад должен помнить о его внутренней поддержке

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Возвращение России на мировую арену означает, что новое и старое соперничество будут развиваться и могут даже усилиться в будущем. Но нам еще далеко до новой 'холодной войны'. Больше нет никакой идеологической враждебности между Россией и Западом. Отчуждение? Да. Но враждебность? Нет. Одиннадцать оборонительных ракет США в Польше не будут угрожать безопасности России...

Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'

Как будто бы у Европы итак не были плохи дела после того, как французы и голландцы сказали "Нет" Конституции Европейского Союза, новый спорный вопрос теперь угрожает единству Европы. Соединенные Штаты хотят установить противоракетную систему обороны, которая должна защитить Америку и часть Европы против ракет с Ближнего Востока. Американские ракеты должны быть размещены в Польше с радарной системой, которая будет установлена в Чешской Республике.

Россия вне себя от плана США. Месяц назад российский президент Владимир Путин произнес пламенную речь против проекта во время Мюнхенской Конференции по Политике Безопасности. Представители США были озадачены; европейцы были потрясены.

Теперь США говорят, что они достигли соглашения с Польшей и Чешской Республикой по изучению конкретных деталей размещения необходимых систем обороны. Европа еще раз потрясена: две великие державы 'холодной войны', кажется, не принимают Брюссель всерьез.

Неужели мы под угрозой новой гонки вооружений между Россией и США, и Европа опять станет театром их действий? В самом деле, неужели грядет новая 'холодная война'?

Нет причины паниковать по поводу предложенной американской противоракетной системы обороны. Ни политический климат, ни старые различия и никоим образом ни новое соперничество за власть между Россией и США не могут оправдать пессимизм.

Несомненно, Россия восстановила силы за счет высоких цен на нефть и газ, и она возвращает назад свое положение независимого глобального актера. Политика Путина популярна в России, что конечно не делает ее правильной. Но критикуя Путина, Запад должен помнить о его внутренней поддержке.

Возвращение России на мировую арену означает, что новое и старое соперничество будут развиваться и могут даже усилиться в будущем. Но нам еще далеко до новой 'холодной войны'. Больше нет никакой идеологической враждебности между Россией и Западом. Отчуждение? Да. Но враждебность? Нет. Одиннадцать оборонительных ракет США в Польше не будут угрожать безопасности России. И они не отметят начало новой гонки вооружений. Но также трудно понять, почему США необходимо это решение сейчас. Расчет времени? Приоритеты? Политика США кажется неблагоразумной. Угроза из Ирана, от которой должны защищать ракеты, все еще далеко, и ее можно избежать дипломатическими средствами.

Фактически, Запад нуждается в сотрудничестве с Россией почти по каждой важной международной проблеме дня, будь это Северная Корея, Иран, Ирак, Ближний Восток, Южный Кавказ, Средняя Азия, Косово, Дарфур, изменение климата, энергетическая безопасность или нераспространение ядерного оружия.

Теперь уже на протяжении некоторого времени американская политика в отношении России была какой угодно, но только не последовательной. Видимо, США не могут решить, считать ли Россию конкурирующей державой или трудным партнером. Это было бы в интересах Америки, притом что Ирак, Иран и более широкий Ближний Восток являются приоритетами ее внешней политики, преследовать выбор партнерства.

Политика Европы в отношении России выглядит еще хуже. На самом деле, она все больше и больше напоминает птицеферму после того, как в нее ворвалась лиса. И теперь после заявления США о том, что они будут строить противоракетную систему обороны на двустороннем основании с Польшей и Чешской Республикой, еще и ястреб кружит над головой. В Европе растут замешательство и паника.

Что больше всего пугает во всем этом - это не американский противоракетный проект или риторическое поигрывание мускулами Путина, а скорее растущая драматичная европейская слабость, которую раскрыл этот случай. В течение десяти лет ЕС работал над общей внешней политикой и политикой безопасности. Тогда как обсуждением такого важного вопроса, как размещение американской противоракетной системы обороны в Европе, можно пренебречь на уровне ЕС, даже не пытаясь найти общую европейскую позицию по этому вопросу?

Противоракетная система обороны в Европе - это европейский, а не двусторонний вопрос. Каким бы важным не был НАТО, это было бы драматичным признанием его собственной беспомощности и незначительности, если ЕС будет хранить молчание по этому решающему для будущего Европы вопросу.

Слабость Европы становится еще более очевидной, учитывая что совсем не понятно, будет ли когда-нибудь работать американская ракетная система обороны. Этот сомнительный проект не стоит серьезного разделения Европы! Но двустороннее рассмотрение вопроса угрожает сделать именно это: разделить Европу по тем же самым ошибочным линиям, по которым ее разделила война в Ираке.

Все это время Москва играет в игру "разделяй и властвуй", эксплуатируя зависимость Европы от российской нефти и поставок газа. Поскольку политика ЕС в отношении России блокирована непримиримостью польского правительства, Россия беспечно продолжает подписывать все больше двусторонних договоров с отдельными государствами-членами ЕС, последний раз с Грецией и Болгарией.

Единственный эффективный ответ, который европейцы могут дать Кремлю - это принять общую энергетическую политику, которая будет препятствовать дальнейшему разделению Европы. Это не легко будет достичь, но ЕС выполнял и более трудные задачи в прошлом.

ЕС должен разработать общую позицию по всем существенным стратегическим вопросам в своих международных отношениях. Иначе, Европа будет во власти интересов других.

Ни одна европейская страна - даже Большая Тройка (Франция, Великобритания и Германия) - не может дальше отстаивать свои главные интересы внешней политики в одиночку, вне общей европейской структуры. Таким образом, любое ослабление ЕС в международных отношениях влечет за собой соответствующее ослабление отдельных интересов государств-членов.

Все согласны с 'Европой Всеобщих Ценностей'. Что нам теперь нужно - это 'Европа Всеобщих Интересов'. Объективно, это уже действительность. Субъективно, единственный оставшийся вопрос: сколько потребуется времени прежде, чем правительства Европы наконец начнут принимать это во внимание?

Йошка Фишер был министром иностранных дел и вице-канцлером Германии с 1998 по 2005 годы. Являясь лидером Партии Зеленых на протяжении почти 20 лет, в настоящее время он - приезжающий профессор в Школе Вудро Вильсона в Принстонском Университете.

______________________________

Copyright: Project Syndicate/Институт Гуманитарных Наук, 2007.

Перевод с английского - Ирина Сащенкова

______________________________

Россия кипит от негодования ("The Financial Times", Великобритания)

Говорим 'ПРО' - подразумеваем 'Россия', говорим 'Россия' - подразумеваем 'ПРО' ("Trybuna", Польша)