Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Россия бросает вызов американской монополии на спутниковую навигацию

Россия далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Времена 'холодной войны' между Россией и Америкой давно прошли, но сегодня они сражаются на другом поле - технологическом. Предмет боя - монополия Соединенных Штатов на спутниковую навигацию

Времена 'холодной войны' между Россией и Америкой давно прошли, но сегодня они сражаются на другом поле - технологическом. Предмет боя - монополия Соединенных Штатов на спутниковую навигацию.

Российские власти утверждают, что к концу года Российское космическое агентство планирует запустить восемь навигационных спутников. В результате собственная российская Глобальная система спутниковой навигации, или 'ГЛОНАСС', будет сформирована практически полностью. На первом этапе ожидается начать работу на территории России и соседних стран Европы и Азии, а к 2009 году - перейти на работу в мировом масштабе и вступить в прямую конкуренцию с американской Системой глобального определения местонахождения - Global Positioning System.

Россия, кстати - далеко не единственная страна, пытающаяся разрушить монополию Америки в навигационных технологиях. Собственные спутники под названием 'Байду' ('Большая Медведица'), на основе которых планируется создание навигационной системы, уже запустил Китай. Разрабатывает собственную систему Galileo и Европейский Союз - хотя в Европе работа была недавно приостановлена, так как заказчики не уверены в том, что Galileo принесет прибыль. У российской системы, разработка которой оплачивается из нефтяных доходов государства, шансы намного выше.

Одна из движущих сил технической битвы - различные дополнительные услуги, которые можно оказывать пользователям. Таких услуг множество, и та, благодаря которой такие системы больше всего известны - использование спутниковых карт для вождения в чужом городе - даже не основная. Сегодня системы спутниковой навигации участвуют в работе самых разных отраслей экономики - от банковской деятельности до сельского хозяйства. С их помощью можно, например, создать платформу для 'целевой рекламы' - выводить на экраны мобильных телефонов тех, кто находится около кафе Starbucks или ресторана McDonald's, информацию о том, как туда пройти.

Уже сегодня продажи GPS-приемников растут с каждым днем. В 2006 году, по данным вашингтонской аналитической компании GPS Industry Council, общемировой объем рынка таких устройств составил целых 15 миллиардов долларов. Кроме того, компания утверждает, что каждый год он растет на 25-30 процентов.

Однако деньги - это далеко не все. Есть опасения, что в случае какого-либо кризиса США, используя свою монополию - ведь система была разработана все-таки военными, и именно военные ею сегодня управляют, - просто отключат сигнал.

- Через несколько лет бизнес без спутникового сигнала уже трудно будет себе представить, - считает Андрей Ионин, аналитик аэрокосмической отрасли из Центра анализа стратегий и технологий, связанного с российским министерством обороны. - Навигационные сигналы нужны будут для всего, что движется - для самолетов, поездов, яхт, людей, ракет, редких и домашних животных.

А когда все будет именно так, считает он, те страны, где единственной спутниковой системой будет GPS, попадут 'в геополитическую ловушку' и будут во всем зависеть от Америки, доминирующей в секторе коммуникационной инфраструктуры века интернета. Теоретически, США действительно могут отключить сигналы, идущие на Иран или Северную Корею, причем это может быть не только форма военного давления, но и некая высокотехнологичная экономическая санкция. Ее результатом, как считает Ионин, могут стать сбои в работе электросетей, банковских систем и других отраслей. Со своей стороны, правительство США заявляет, что готово предоставлять непрерывный сигнал пользователям во всем мире.

GPS-приборы сыграли главную роль, например, в истории с захватом иранскими подразделениями пятнадцати матросов и морских пехотинцев Великобритании. Британцы утверждают, что те приборы, которые стояли на их катерах, показывали, что они находятся в иракских водах; иранцы в ответ показывают карты, где координаты катеров были уже в пределах территориальных вод Ирана.

Естественно, российский проект будут очень серьезно рассматривать вооруженные силы всех стран, не желающих, чтобы их систему навигации контролировал Пентагон. Тем самым Москва создает еще один фронт своей активной внешней политики. США в 1993 году официально открыли систему GPS для гражданских лиц, обещая круглосуточный и бесплатный сигнал в любой точке земного шара.

Кроме того, по словам аналитиков и технических специалистов, российская система станет серьезной альтернативой GPS на быстрорастущем рынке, поскольку у нее будут и кое-какие чисто технические преимущества. В частности, говорится о том, что если приемник сможет принимать сигнал сразу от двух систем, его надежность станет существенно выше. Президент Владимир Путин, часто выступающий на тему ГЛОНАСС и ее возможностей, особо предупредил ученых, чтобы они делали систему 'под пользователя'.

- Для того чтобы потребители выбрали именно ГЛОНАСС, эта система должна работать безупречно и лучше, чем GPS. Дешевле и лучше по качеству, - приводит агентство 'Интерфакс' слова Путина на мартовском заседании правительства. - Вы знаете, какое внимание я уделяю развитию ГЛОНАСС.

GPS была задумана американскими военными в 60-х годах 20-го века. В 1983 году, после того, как самолет компании Korean Air по ошибке залетел в советское воздушное пространство и был сбит, президент Рональд Рейган предложил еще не работающую систему адаптировать для того, чтобы ей могли пользоваться и гражданские лица.

Первую проверку на прочность в военном деле GPS прошла в 1991 году, во время войны в Персидском заливе. Именно ей приписывают немалую часть успеха высокоточной бомбардировки иракских объектов. После военной операции в 90-е годы она получила широкое распространение и в других, гражданских, областях.

Российская система, как и GPS, первоначально разрабатывалась в годы 'холодной войны' для отслеживания курсов ракет и стратегических бомбардировщиков. В середине 90-х годов она некоторое время даже работала, но вскоре начала разваливаться. Сегодня с российских спутников идет рабочий сигнал, но с перерывами. Для того, чтобы добиться общемирового покрытия, в системе должно быть не меньше 24 спутников, как у GPS, не считая запасных, которые тоже необходимо держать на орбите.

Чтобы выдать точные координаты своего местонахождения, приемник должен находиться на линии прямой видимости по меньшей мере с тремя спутниками одновременно. Для расчета высоты таких спутников должно быть минимум четыре. Со вводом в эксплуатацию систем, аналогичных GPS, в других странах, вероятность того, что приемник в данный момент 'ловит' сигнал от трех или более спутников, увеличивается, если на этом приборе есть возможность одновременно принимать сигналы и GPS, и иностранных систем.

На территории США, Западной Европы и Японии за счет использования наземных станций точность позиционирования удалось довести до нескольких футов - одни спутниковые сигналы подобного результата дать не могут. Таким образом, российская, а в дальнейшем китайская и еэсовская системы, позволят повысить надежность работы приемников, предотвращая потерю сигнала при наличии естественных помех - глубоких каньонов, высоких зданий, и даже деревьев.

Впрочем, на территории США, Западной Европы и Японии приемник GPS, совместимый с ГЛОНАСС, не повысит точность определения координат по сравнению с прибором, настроенным только на систему GPS - это связано с корректировкой сигналов наземными станциями. Однако в других регионах мира такой приемник будет надежнее и слегка точнее.

Американские производители, обладающие гегемонией в данной отрасли, могут столкнуться с требованиями обеспечить доступ потребителей к этим дополнительным преимуществам за счет выпуска приборов, совместимых с российской системой, что неизбежно подорвет монополию США в области коммерческого использования навигационных сигналов.

В этом смысле можно сказать, что русские дали 'первый залп' в битве за 'небесную инфраструктуру'. Россия придает огромное значение своей способности влиять на выработку стандартов для гражданских навигационных приборов, рассчитанных на массового потребителя.

Рынок спутникового навигационного оборудования быстро растет. Так, в 2006 г. объем продаж Garmin, крупнейшей американской фирмы-изготовителя автомобильных навигационных приборов, увеличился в два с лишним раза, а в феврале ее рекламный ролик был показан во время трансляции матча за Суперкубок по американскому футболу - эксперты расценили это как свидетельство о том, что автонавигаторы GPS уже превратились в товары массового спроса.

Джереми Д. Людвиг (Jeremy D. Ludwig) - один из таких потребителей: он готов заплатить чуть подороже за прибор, оснащенный чипом для обработки сигналов российской навигационной системы. Он вспоминает, как недавно ехал по национальной автостраде ? 25 в штате Колорадо, и, выбирая маршрут для въезда в Денвер, с ужасом обнаружил, что прибор GPS в его смартфоне BlackBerry по необъяснимой причине потерял сигнал. 'Если вы не знаете, где нужный поворот, считайте, что вы уже заблудились', - заметил г-н Людвиг (он изучает искусствоведение) в интервью, которое он дал нам по телефону в своем доме в Колорадо-Спригнс.

Именно на таких потенциальных клиентов рассчитывает Россия, одновременно пытаясь - пока без особого успеха - создать навигационный приемник для массового потребителя. Впрочем, по словам г-на Ионина, цель россиян - диверсификация навигационных стандартов, используемых в коммерческих целях - будет достигнута, даже если иностранные производители просто возьмут на вооружение российский стандарт, а попытка России наладить производство собственных приборов для массового потребления провалится.

Стараясь помочь внедрению системы, г-н Путин 'рекламирует' ее в ходе зарубежных визитов, предлагая партнерам сотрудничество и прося их о финансовой поддержке.

Пока же приемники, позволяющие пользоваться обеими системами, выпускают лишь изготовители высокотехнологичной геодезической и иной профессиональной навигационной аппаратуры. К примеру, фирма

Topcon Positioning Systems из Ливермора (штат Калифорния), предлагает покупателям приемник ГЛОНАСС/GPS, предназначенный для геодезистов и операторов тяжелой техники. На производстве приемников, совместимых с обеими системами, специализируется и Javad Navigation Systems, имеющая отделения в Сан-Хосе и Москве.

Джавад Ашджаи (Javad Ashjaee), президент Javad, отметил в интервью нашей газете, что широкое внедрение ГЛОНАСС неизбежно: чем больше спутников, тем качественнее обслуживание клиентов. 'GPS обслуживает 90% ваших потребностей', - пояснил он. И 'именно благодаря оставшимся 10%' российская система, по словам Ашджаи, будет пользоваться популярностью. Чтобы сделать дешевые приборы массового спроса совместимыми с ГЛОНАСС, рассказывает он, понадобится новый чип, что потребует определенных расходов на его разработку, но в производстве это вряд ли обернется значительными дополнительными издержками.

Уже в нынешнем году - и это свидетельствует о растущей популярности ГЛОНАСС - еще один изготовитель профессионального оборудования, фирма Trimble со штаб-квартирой в Саннивэйле (штат Калифорния), выпустила на рынок совместимый с российской системой навигационный прибор для использования в сельском хозяйстве, скажем, при обработке посевов пестицидами.

Последуют ли их примеру изготовители приборов для массового потребителя, пока не ясно, заявил в интервью по телефону Джон Р. Бачер (John R. Bucher), эксперт по рынку оборудования беспроводной связи из инвестиционной компании BMO Capital Markets.

Garmin, на чью долю приходится более 50% американского рынка таких приборов, пока не определилась в отношении ГЛОНАСС. 'Мы выжидаем', - заметила в интервью по телефону Джессика Майерс (Jessica Myers) из пресс-службы компании. По ее словам, большинство потребителей вполне устраивают показатели надежности существующего оборудования. Развитие отрасли идет по пути совершенствования цифровых карт и программного обеспечения, что повышает качество услуг, предоставляемых уже имеющимся оборудованием. Так, последний автонавигатор Garmin сообщает водителям о дорожных пробках по пути следования и ценах на бензин на ближайших заправочных станциях.

В самой России, по крайней мере, рынок сбыта для системы обеспечен: об этом позаботился Кремль, предписав оснастить приемниками ГЛОНАСС все корабли, самолеты, и автомашины, перевозящие опасные грузы, и предоставив гранты полудюжине отечественных изготовителей навигационных приборов.

Однако, при всей своей точности, некоторые образцы этой продукции, появившейся на рынке, даже по российским меркам заметно отстают с точки зрения удобства в использовании.

К примеру, ученые из Российского института радионавигации и времени в Санкт-Петербурге разработали навигационный приемник ГЛОНАСС/GPS М-103. Теоретически, в сложных условиях - например в рукотворных 'каньонах' Манхэттэна - российский прибор должен действовать надежнее, чем аналогичная аппаратура GPS. Однако громоздкий М-103 внешне напоминает военную портативную рацию времен Корейской войны. Он весит примерно полкило, и стоит 1000 долларов (причем дисплей в комплект не входит). Чтобы привести его в действие, пользователь должен размотать провод, соединяющий устройство с выносной антенной, оборудованной на специальном штыре, который предполагается втыкать в землю. 'К сожалению, карманный прибор мы пока не разработали', - объясняет зам. директора Института Вадим С. Жолнеров.