Скандальный призыв вице-премьера России Сергея Иванова бойкотировать произведенные в Эстонии товары - это лишь одно проявление 'вертикально интегрированной экономики' как политического оружия. Перед выборами в Госдуму в декабре и накануне намеченных на март будущего года президентских выборов Кремлю и политической элите нужны и внешние, и внутренние враги. Сейчас Эстония - один из тех внешних врагов, который подвергается самой безжалостной порке; внутренних врагов тоже не пришлось долго искать - это 'иностранцы', и им с 1 апреля запретили продавать на по-прежнему популярных в России продуктовых и вещевых рынках.
Запрет негражданам заниматься торговлей, который президент Владимир Путин преподносит как возможность увеличения занятости граждан, больнее всего (кроме самих торговцев) ударит по самым бедным жителям страны, которые не могут позволить себе покупки в супермаркетах и отдают предпочтение выращенным в южных республиках бывшего СССР овощам фруктам, а также дешевым, главным образом китайским, товарам широкого потребления. Цены на них уже возросли.
Подсчитано, что в России нелегально работают 12 миллионов иностранцев. Вряд ли торговцев из Азербайджана и Китая с их сравнительно дешевыми товарами заменят 'местные производители', которых просто не хватает. Рост российский экономики кормят высокие цены на нефть и газ, а не местная промышленность. Однако культивирование расизма и ксенофобии, действия против иностранцев как виновников несчастий России уже становится политикой Кремля.
Идея о 'защите коренного населения государства' исходит от самого Путина. Он выступил с ней после погромов в карельском городе Кондопога в августе прошлого года. После драки в местном кабаке, где чеченцы зарезали двоих местных, в городе начались массовые беспорядки, во время которых сотни русских жгли машины, громили 'кавказские' магазины и предприятия и нападали на каждого, у кого цвет кожи темнее. И местные, и федеральные власти в этих погромах в первую очередь обвинили 'кавказцев', которым, как сказал губернатор Карелии, надо или вести себя тихо, или уезжать.
Одновременно осуществлялась экономическая блокада Грузии и кампания по захвату и депортации приезжих из этой страны. В августе в результате взрыва на одном из московских рынков, где торговали в основном выходцы из Центральной Азии и Китая, погибли десять человек. В прошлом году от расистских преступлений в России пострадали 539 человек, 54 убиты.
На этом фоне призыв Иванова не покупать эстонские 'кисломолочные продукты', к тому же призыв адресован 'гражданскому обществу' России, где власть методично и целенаправленно ликвидирует политическую оппозицию и свободную прессу, выглядит анекдотично и свидетельствует об унизительной для Кремля неспособности повлиять на решение парламента и правительства Эстонии о перемещении Бронзового солдата - памятника советским 'освободителям' - прочь из центра Таллина. Но прозвучали и более угрожающие сигналы о возможности экономического воздействия. Во время дискуссий в эстонском парламенте о переносе памятника представители российской металлургической компании Северсталь заявили, что они могут рассмотреть возможность ограничения транзита через Эстонию. Иванов тоже призвал скорее завершить строительство нового порта в Калининградской области, 'чтобы не кормить бюджет Эстонии, 85% портовых грузов которой поступает из России'.
Конечно, это замечательно, что Путину нравятся латвийские шпроты, которые 'должны быть на российском рынке'. Но если взамен Кремль хочет латвийскую структуру транзита нефти и газа и местные банки, то цена сделки может оказаться несоразмерно высокой и опасной для безопасности государства. Москва по-прежнему использует экономические рычаги для политического влияния (к сожалению, не похоже, что в скором времени она от этого откажется), способствует растущей волне национализма и культивирует образ внешнего и внутреннего врага. Поэтому связанная с подписанием пограничного договора 'оттепель' в латвийско-российских отношениях может быть только эпизодом.
___________________________________
'Преемник' Путина ввязывается в драку с Эстонией ("The Independent", Великобритания)
Эстония в роли 'мальчика для битья' ("Delfi", Эстония)