Призыв вице-премьера правительства России Сергея Иванова бойкотировать эстонские товары вызвал в нашей стране и у соседей неоднозначную реакцию. Министр иностранных дел Урмас Паэт распространил заявление, в котором, в частности, говорится следующее: "Считаю прискорбным, что в интересах предвыборной кампании пытаются создать неудобства для своих граждан и изменить их потребительские привычки в приказном порядке".
Рядовые граждане в Эстонии и России отреагировали на заявление Иванова по-разному. Одни сочли поведение вице-премьера несолидным, другие призвали действительно отказаться от употребления эстонских товаров, третьи задались вопросом - а что эстонского можно купить сегодня в России.
Не пытаясь осудить или оправдать Иванова, "Вести" решили выяснить, чем грозит нашим производителям возможный бойкот. Для этого мы прогулялись по магазинам Москвы и Санкт-Петербурга.
Старое доброе слово "дефицит"
Эстонские продукты в России ценят. Они тут считаются вкусной едой. Почти деликатесом. Хотя правильнее сказать - дефицитом.
На вкус и цвет товарищей нет, гласит пословица. И нельзя с ней не согласится. Вот, например, эстонский шоколад считается очень вкусным. А в Питере с этим категорически не согласны. Эстонские конфеты там стыдливо задвигают на дальние полки, объясняя это тем, что, мол, не берут.
А москвичи лишены даже сомнительного удовольствия игнорировать эстонские сладости. По той простой причине, что они категорически отсутствуют. Ни в огромных магазинах, ни в маленьких, ни даже в специализированных не удалось найти хоть немного граммов эстонских конфет. Российских - завались, финских - ешь не хочу, латышских - навалом. Но сладостей с надписью Made in Estonia не видать. В общем, в пору почувствовать острый приступ ностальгии.
Впрочем, сладкое вредно для зубов и, говорят, для мозгов, мол, жиром заплывают. А полезен для мозгов фосфор, которым богата рыба. И эстонская в том числе. Раньше на московских прилавках без проблем можно было найти замечательные эстонские шпроты. Вспомнив об этом, мы, прекратив биться в ностальгических конвульсиях, кинулись к рыбным прилавкам.
Были хорошими и вкусными. Но были
Но только не эстонскими. Такой вывод напрашивается сам собой, ибо эстонской рыбки сейчас нет в московских магазинах. Абсолютно. Хотя справедливости ради отметим, что нет сейчас и латышских шпрот. Дальневосточные есть, а прибалтийских - нет. Правда, возле одного из прилавков, удалось разглядеть крабовые палочки одной известной эстонской фирмы. Но при ближайшем рассмотрении оказалось, что производят их все же в России, по "особой" рецептуре. Не эстонской, а именно "особой".
Видимо слишком далеко, поскольку эстонские товары до Москвы уже не добираются. Нет теперь здесь нашей сметаны, которая раньше продавалась и пользовалась популярностью. Нет эстонского масла, все еще любимого, но теперь недоступного. Нет сыров, колбас. Остались лишь воспоминания.
"Эстонские товары? В смысле продукты? - задумалась продавщица в одном из супермаркетов. - Нет, у нас давно ничего такого не продавалось. Хотя напрасно, продукты были хорошими и вкусными".
Московские прилавки завалены именно российскими продуктами и, естественно, европейскими.
Есть одно, чего нельзя забыть никогда
И все-таки нам удалось найти истинно эстонский продукт. Знаменитый ликер "Вана Таллинн" продается в дорогих алкогольных магазинах. Стоит это удовольствие почти 700 рублей за бутылочку (около 350 крон). Пользуется относительно хорошим спросом, хоть и относится к категории "дорогих" напитков.
И еще. Если уж очень хочется "чего-то эстонского", то можно отправиться на московские рынки. Тут время от времени можно найти некий продукт, на котором крупно написано: "Хапукоор". Это, сами понимаете, сметана. Вовсе не эстонская. Ее производят то ли в Нижнем Новгороде, то ли в Псковской области. Но, как говорят продавцы, народ хорошо "клюет" на название. Помнят еще!
На рынке же можно найти и хороший эстонский сыр "Атлет". На ценнике этого продукта всегда аккуратно от руки выведено: "Эстония". Правда, тут надо быть очень внимательным, поскольку под видом эстонского "Атлета" могут впихнуть какую-нибудь несъедобную гадость.
Среди рыбных "развалов" встречаются и эстонские шпроты, "выселенные" из супермаркетов. Так что при желании эстонское найти можно. Только вот проблема: москвичи перестают ходить на рынки: слишком там все дорого. В супермаркетах и дешевле, и обслуживание лучше.
________________________________
'Преемник' Путина ввязывается в драку с Эстонией ("The Independent", Великобритания)
Эстония в роли 'мальчика для битья' ("Delfi", Эстония)