Надо срочно перевести на фарси одну американскую аббревиатуру: INCSEA. Так для краткости называют советско-американское соглашение о предотвращении опасных происшествий на море, заключенное в мае 1972 г. [сокращение от 'Incidents at Sea'. Полное название документа: Соглашение между правительством СССР и правительством США о предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним - прим. перев.]. Оно должно послужить основой для первого шага по разрядке опасной напряженности в отношениях с Ираном.
Момент для такого диалога настал, ведь иранцы все же предпочли дипломатическое решение кризиса, который они спровоцировали две недели назад, захватив 15 британских матросов и морских пехотинцев в спорных водах у иракского побережья. Британские заложники благополучно вернулись домой, но необходимость в четкой системе мер, позволяющих избегать конфронтации в такой зоне интенсивного судоходства, как северная часть Персидского залива, совершенно очевидна.
Командование Пятого флота ВМС США в Бахрейне уже не первый месяц выражает заинтересованность в создании некоей военно-морской 'горячей линии'. Оно понимает, как легко любой инцидент в Заливе может перерасти в необратимую эскалацию напряженности, способную закончиться войной между США и Ираном. Сообщается, что американские адмиралы хотели бы иметь систему, обеспечивающую прямую связь с представителями иранских ВМС, и особенно с морскими подразделениями элитного Корпуса стражей Исламской революции, одно из которых и захватило британских моряков.
Нынешние методы предотвращения конфликтов носят неофициальный и импровизированный характер. ВМС США, по сути, определяет некую воображаемую линию в акватории Персидского залива, которую американские корабли не пересекают. Постоянно придерживаясь подобной процедуры, американцы дают понять иранцам, что у них нет враждебных намерений. Однако достаточно любого непредвиденного происшествия, - например, если случайно выпущенная иранская торпеда поразит американский военный корабль - чтобы две страны оказались на грани вооруженного конфликта. 'Наше военно-морское командование весьма тревожит возможность конфронтации, вызванной каким-либо недоразумением', - отмечает Эрик Томпсон (Eric Thompson), возглавляющей группу по изучению международных отношений в Научно-исследовательского центра ВМС (Center for Naval Analyses) в Вашингтоне.
Соглашение INCSEA было заключено в мрачные времена 'холодной войны' после серии опасных инцидентов с участием советских и американских ВМС. В мае 1967 г. два советских боевых корабля столкнулись в Японском море с американским эсминцем, следовавшим в эскорте авианосца. Подобные случаи были результатом игры в 'слабо - не слабо', которую постоянно вели флоты потенциальных противников; к примеру, американские самолеты часто пролетали над советскими военными кораблями на предельно малой высоте.
К реальным попыткам изменить ситуацию стороны подтолкнул инцидент с участием британского корабля. В ноябре 1970 г. авианосец Ark Royal столкнулся с советским эсминцем; в результате погибло несколько советских моряков. После этого Москва приняла предложение американцев провести переговоры о 'безопасности на море', и 'шторм' начал успокаиваться.
Американскую команду переговорщиков возглавлял никто иной как Джон Уорнер (John Warner), в то время - замминистра ВМС, а ныне сенатор от штата Вирджиния. Однажды Уорнер пригласил советскую делегацию к себе домой на ужин; включив телевизор, они услышали, как президент Никсон объявляет о минировании гавани Хайфон в Северном Вьетнаме. В своей книге 'Холодная война на море' ("Cold War at Sea") историк Дэвид Ф. Уинклер (David F. Winkler) рассказывает, что после этого адмирал, возглавлявший советскую делегацию, повернулся к Уорнеру и произнес: 'Давайте лучше выпьем, а этим вопросом пусть занимаются политики'.
Аналогичные переговоры с Исламской Республикой Иран, скорее всего, обойдутся без выпивки. Однако соглашение, заключенное в годы 'холодной войны', могло бы послужить для них полезной отправной точкой. В 1972 г. США и СССР обязались избегать столкновений между кораблями, не вести наблюдение с близкого расстояния, и заранее сообщать друг другу о потенциально опасных учениях на море. Но самое главное, они договорились в случае каких-либо инцидентов немедленно наладить обмен информацией через военно-морских атташе, и проводить ежегодные встречи для оценки действенности соглашения.
Еще раньше, в 1963 г., стороны выработали другие меры по укреплению доверия, заключив соглашение о 'горячей линии' - установлении прямого канала связи между Белым домом и Кремлем. Карибский кризис в октябре 1962 г. убедил СССР и США в том, что в подобных ситуациях опасность недоразумений слишком велика, а потому необходима надежная линия для контактов. Несомненно, сегодня наши отношения с Ираном находятся на том же этапе - риск эскалации любого конфликта очевиден всем.
Может быть, инициативу в диалоге относительно соглашения о предотвращении инцидентов в Персидском заливе стоит взять на себя Британии, которая имеет дипломатические отношения с Ираном. Его целью должна быть официальная санкция на контакты между представителями ВМС заинтересованных сторон. Затем к переговорному процессу могли бы подключиться США, с тем, чтобы участники обсудили общий вопрос о 'правилах дорожного движения' для военно-морских соединений в Заливе. Вероятно, есть смысл превратить 'горячую линию' в элемент некоей структуры для урегулирования всех проблем безопасности в регионе, вроде Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, которая помогла разрядить напряженность в годы 'холодной войны'.
Нынешний кризис несет с собой и благоприятные возможности. Британские матросы и морские пехотинцы вернулись домой. Иранцы поздравляют себя с проявленной сдержанностью. Пришло время для переговоров, которые позволят Ирану и Западу постепенно отойти от края пропасти.
________________________________________
Унижение Британии и всей Европы ("The Washington Post", США)
Ахмадинежад: 'Их освобождение - подарок Британии' ("The Independent", Великобритания)