Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Украина: упущенные возможности

Наилучшим выходом для Украины было бы объявление второго этапа 'оранжевой революции'. Однако это маловероятно

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Революции не повторяются, а если и повторяются, то как фарс. Однако можно ожидать, что общество будет все активнее участвовать в политике и преодолеет маразм, характерный для последних месяцев. Вместо того, чтобы говорить о революции, лучше назвать происходящее возобновлением застопорившегося процесса демократизации государства

Марчин Войцеховский (Marcin Wojciechowski): В Киеве вновь разбит палаточный лагерь. В субботних манифестациях приняло участие 150 тысяч человек. Одни хотят досрочных парламентских выборов, другие защищают пророссийского премьера Виктора Януковича. Является ли это продолжением 'оранжевой революции'?

Проф. Богдан Осадчук: Скорее, это суррогат революции. Знаменательно, что демонстрация оранжевых прошла, как и три года назад, на Майдане, а сторонники Януковича провели манифестацию на бывшей площади Сталина, которая теперь называется Европейской. Для меня это имеет символическое значение.

Оранжевые вышли на демонстрацию потому, что за последние три года не был использован исторический шанс. Если бы тогдашние политики его осознали, то реформированная Украина могла бы стать региональным центром сотрудничества на пространстве между Балтийским и Черным морем. К сожалению, президент Виктор Ющенко не воспользовался этим шансом. Отчасти потому, что украинская революция была очень недолгой: она закончилась гораздо быстрее, чем первый период польской 'Солидарности'. Украинская революция не сумела даже провозгласить свой манифест, на который можно было бы ссылаться в будущем. Лидеры Майдана не поняли смысл революции.

- У Вас нет даже тени оптимизма?

- В последних протестах отрадно то, что общество сумело мобилизоваться. Преодолены стагнация и бегство граждан от политики. Но что же из этого следует? Мотор протестов - харизматическая Юлия Тимошенко, бывший премьер-министр. Важнейший вопрос звучит так: отважится ли президент назначить досрочные выборы, как того хочет Тимошенко. Проблема в том, что 'Наша Украина', партия Ющенко, проиграет эти выборы, а выиграет их блок Юлии Тимошенко. Не знаю, отважится ли Ющенко принять решение, которое уменьшит влияние политических сил, стоящих за ним. Он часто ведет себя как Гамлет, которому каждое серьезное решение дается с трудом.

- Субботнее выступление Ющенко было очень резким. Он обвинил парламентское большинство в нарушении конституции, подчеркнув, что окончательное решение по вопросу выборов он примет в понедельник.

- Мы уже давно не слышали от него таких сильных речей. Но именно он виноват в первородном грехе, приведшем к нынешней ситуации - в согласии на создание правительства Януковичем. В августе прошлого года он не должен был соглашаться на это.

- Создается впечатление, что оранжевые вновь объединились. Но воплощают ли они по-прежнему надежды на перемены? Поверят ли им люди во второй раз?

- Революции не повторяются, а если и повторяются, то как фарс. Однако можно ожидать, что общество будет все активнее участвовать в политике и преодолеет маразм, характерный для последних месяцев. Вместо того, чтобы говорить о революции, лучше назвать происходящее возобновлением застопорившегося процесса демократизации государства.

Интересно, что во время субботних демонстраций самыми яростными защитниками нынешнего положения вещей были коммунисты, которые боятся не попасть в парламент после следующих выборов. В данный момент Украина - единственная европейская страна с коммунистами в правительстве. Это негативно влияет на имидж страны за границей. Многие европейцы недоверчиво смотрят на Януковича, но в глазах Европы больше всего потерял Ющенко, считавшийся иконой, гарантом демократического курса Украины. Между тем, вместо реформ у нас хаос и все более острая политическая борьба.

- Янукович не собирается капитулировать. Он заявляет, что, если Ющенко распустит парламент, то он не признает этого решения. Угрожает ли Украине новый крупномасштабный политический конфликт?

- Будут манифестации, но надеюсь, что до столкновений не дойдет. До сих пор украинцы сохраняли умеренность - даже в самые жаркие дни 'оранжевой революции'. Я не исключаю того, что, несмотря на резкую риторику, Янукович в критический момент начнет искать компромисс. Стоящим за ним олигархам хаос вовсе не на руку. Проблема в том, что заключать с Януковичем очередной компромисс нет особого смысла. Ющенко дорого за это поплатился и не должен повторять свою ошибку.

- Контролирует ли Ющенко ситуацию? Последние полгода Янукович пытался ограничить его власть, подчиняя себе все новые сферы государства.

- Одним выступлением или одной демонстрацией не вернуть потерянную позицию. Вся беда в этом. Идеальным выходом было бы объявление Ющенко и Юлией Тимошенко второго этапа 'оранжевой революции. Но опасаюсь, что дело застрянет в Конституционном суде, который начнет долгие дебаты и неизвестно, какое решение он примет.

- Согласны ли Вы с тезисом о том, что на Украине постепенно возрождается 'кучмизм'? Стало больше демократических и экономических свобод, однако происходит постепенное возвращение в дореволюционную эпоху.

- Мы имеем дело с кумовством, раздачей постов и привилегий, все большим взяточничеством. Я бы даже сказал, что нынешняя ситуация хуже, чем 'кучмизм'. Леонид Кучма был очень ловким игроком, намного лучшим, чем Янукович или Ющенко. За десять лет пребывания у власти он ни разу не позволил коммунистам войти в правительство.

- Скоро ли состоятся на Украине досрочные парламентские выборы?

- Я в это не верю, так же, как не верят в это украинские политики. Выборы не пройдут раньше осени, да и то, если Ющенко сделает решительные шаги.

Проф. Богдан Осадчук (род. в 1920 г.), специалист по Украине, многолетний автор 'Украинской хроники' в парижском журнале Kultura.

_________________________________

Украина, остановись! ("Polonia", Польша)

Тимошенко: Оппозиция пыталась подкупить депутатов и погубить революцию ("The Times", Великобритания)