Когда говорят 'Аэрофлот', многим сразу же вспоминается Советский Союз. Например, гимн компании: 'Ты со мной, 'Аэрофлот'!'. Из той же оперы и глава компании, Виктор Иванов - он один из приближенных президента Владимира Путина, из офицеров КГБ переквалифицировавшихся в бизнесмены. Так зачем же 'Аэрофлоту' Alitalia? Он и ее хочет по-советски использовать?
Купить Alitalia, оцениваемую, ни много, ни мало, в 3 миллиарда долларов, российской национальной авиакомпании будет нелегко - даже в составе консорциума. Рыночная капитализация самого 'Аэрофлота' составляет около 3,4 миллиарда, а чистая задолженность с учетом лизинговых платежей - 1,2 миллиарда. Конечно, для предприятия, 51 процентом акций которого владеет государство, финансирование сделки вряд ли выльется в проблему. Правда, промышленная логика такого решения весьма и весьма сомнительна.
Менее десяти лет назад 'Аэрофлот' был совершенно убыточным предприятием. В прошлом же году, получив почти 3 миллиарда долларов дохода, компания заработала чистыми 200 миллионов до выплаты налогов. И все же дальнейший рост ей никак не гарантирован, как не гарантировано и то, что менеджмент способен взяться за решение еще одной сложной задачи, особенно в Италии, где опыта работы у менеджеров нет. Хотя приход иностранцев в компании психологически довольно хорошо увязывается с коренным переустройством дел - достаточно вспомнить, что сделал Карлос Госн (Carlos Ghosn) в компании Nissan, - утверждение, что менеджеры 'Аэрофлота' более успешно, чем их предшественники, справятся с невообразимо сложными проблемами трудовых отношений в Alitalia, представляется довольно спорным.
Как сообщает пресса, с другим основным акционером 'Аэрофлота' бизнесменом Александром Лебедевым, чья корпорация 'Национальный резерв' контролирует 30 процентов акций, перед выходом на торги даже не посоветовались. Из этого следует важный вывод относительно реальной подоплеки предлагаемой сделки. Многие стратегические решения в 'Аэрофлоте' принимаются исходя не из деловых, а из политических соображений. Например, в прошлом году компания приняла решение покупать самолеты Airbus A350, а не Boeing 787 Dreamliner, которое многие посчитали камнем в огород США. Кроме того, начавшееся недавно сотрудничество между итальянскими компаниями Eni и Enel и российским 'Газпромом' - явный признак того, что к участию Италии в стратегических секторах своей экономики российское правительство стало относиться гораздо более положительно. Правда, зачем при этом ему еще и Alitalia - тайна, покрытая мраком.