Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Джеффри Сакс: 'В мире нет нерешаемых проблем'

Правильные экономические решения приносят результат только тогда, когда у них на пути не встает политика

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Дело не в том, что в России были проверены на прочность хорошие идеи, не выдержавшие проверку действительностью, а в том, что ни США, ни тогдашней элите России не нужны были разумные экономические реформы. Что касается США, то они хотели только сделать Россию слабой, а коррумпированный Кремль до середины 90-х годов старался любыми путями не допустить обратно к власти коммунистов, в результате чего активы российского государства перешли в руки узкого круга элиты

С Джеффри Саксом (Jeffrey Sachs) мы встречаемся в одном из лондонских ресторанов. Профессор экономики Колумбийского университета, директор Института Земли - Сакс уже не просто видный ученый. Сакс - это брэнд, и сегодня он, путешествуя по миру, читает по экономике лекции, которые лучше назвать настоящими проповедями.

В Лондон Сакс приехал вести цикл программ Reith Lectures на радио BBC. Для любого ученого в мире - это честь, для него самого - еще и шанс выйти на действительно крупную аудиторию. Он говорит о проблемах бедности, болезней, глобального потепления и глобализации. Хотя сегодня его взгляды вызывают в мире весьма неоднозначную реакцию, он ее не боится: чем больше аудитория - тем лучше.

Вообще экономический анализ делится на 'позитивный', то есть объясняющий, почему мир такой, какой он есть, и 'нормативный', то есть рассказывающий о том, каким он должен быть. Разменяв пятый десяток, Сакс оставил первый позади. В 2004 и 2005 годах журнал Time вносил его в список ста самых влиятельных людей мира.

В самую первую очередь меня интересует вопрос о его деятельности в странах Латинской Америки и Восточной Европы. Было время - в особенности конец 80-х и начало 90-х годов прошлого века, - когда ни одна уважающая себя страна средней руки, в том числе только что отошедшая от коммунизма, не начинала реформы без консультаций Сакса. И свой вопрос я формулирую, как оказалось, довольно опрометчиво:

- Давайте посмотрим на страны, которые Вы консультировали в начале 90-х годов. Такое впечатление, что у них не все складывается хорошо. . .

- Это неверно. И, кстати, моя работа как консультанта началась раньше, 10 июля 1985 года в Латинской Америке. Тогда я решал проблему гиперинфляции в Боливии.

- Что касается Вашего вопроса, то ситуацию в Бразилии, например, я оцениваю положительно. А если Вы взглянете на карту, то оптимизм относительно Бразилии приведет Вас к оптимизму относительно всей Латинской Америки. В конце концов, в Латинской Америке мир; континент не заражен терроризмом; там демократия; и в общественном развитии они продвинулись далеко вперед. Общество в этих странах было разделено на очень богатых и очень бедных, а сегодня там постепенно восстанавливается равенство, и даже очень глубокие этнические и расовые противоречия разрешаются в рамках демократического процесса.

Я возражаю, что этого нельзя сказать, например, о России. В ответ Сакс начинает говорить о Польше, о том, что тогда у нее были успешные экономические реформы, а сегодня это нормальная страна, прекрасно живущая в Европейском Союзе. Я, правда, заметил, что в качестве главных факторов успеха Польши Сакс выделяет географическое положение и политические симпатии, и возвращаюсь к теме России.

- В России я работал в течение двух лет - с декабря 1991 года по январь 1994-го. Для меня это был период сплошных разочарований.

По его словам, дело не в том, что в России были проверены на прочность хорошие идеи, не выдержавшие проверку действительностью, а в том, что ни США, ни тогдашней элите России не нужны были разумные экономические реформы. Что касается США, то они хотели только сделать Россию слабой, а коррумпированный Кремль до середины 90-х годов старался любыми путями не допустить обратно к власти коммунистов, в результате чего активы российского государства перешли в руки узкого круга элиты.

- Когда я смотрю на то, что там происходит сейчас, то вижу, что все это - следствие тогдашнего отказа от серьезных реформ и триумфа политики над экономикой.

Практически по любому вопросу его мышление сводится к одному коренному тезису: правильные экономические решения приносят результат только тогда, когда у них на пути не встает политика. Какие же задачи в таком случае решают его лекции?

- Ключевое слово всех лекций - слово 'выбор'. У каждого поколения есть выбор, и у нас есть выбор, который мы должны сделать все вместе. . . . Возможности у нас совершенно невероятные, но мы их раз за разом упускаем. Именно поэтому мы все должны понять, в чем состоит наш выбор, и именно это я пытаюсь объяснить.

Крис Джайлс - заместитель главного редактора The Financial Times по экономике.