Валентина Терешкова, первая советская женщина-космонавт и первая женщина, попавшая в космическое пространство, недавно отпраздновала свое семидесятилетие. В интервью она выказала свое единственное желание: полететь на Марс, даже если это будет билет в один конец. В этом желании скрыто стремление к эффектному самоубийству по очень прозаической причине - это чувство утраты, которое испытали тысячи русских женщин ее поколения, утраты основных жизненных принципов.
Поколение Терешковой, жизнь которого охватила почти весь период советского правления, было воспитано в традициях русских женщин. Гораздо старше, чем советский режим, эта традиция подчеркивает дух самопожертвования не только ради любимых людей, но также во имя великих свершений, таких как революция, государственные интересы, наука или искусство, и в корне отрицает цель жизни в накоплении денег и материальных благ.
После 'перестройки' и распада СССР в 1991 году, жизнь этих женщин, как и отношение к ней, не изменились. Они не поливали грязью то, что раньше превозносили, и не приняли тех взглядов, которые когда-то осуждали. Они не участвовали в 'приватизации' государственной собственности и не стали заниматься шоу-бизнесом, чтобы заработать денег.
Эти женщины - и Терешкова, несомненно, одна из них, - были шокированы увиденными переменами. Страшнее, чем развал советского режима, для них стало безудержное развращение повседневной жизни, которое в корне отрицало само понятие России и русской женщины.
Так что же женщина поколения Терешковой может думать о переменах, произошедших за время президентства Владимира Путина?
Нужно честно отнестись к режиму Путина. Вместе с ограничениями свобод и значительным увеличением власти кремлевской бюрократии, Путин помог подняться русскому среднему классу, который в значительной мере стал похож на западный средний класс. Не произошло 'возврата' к советским или предреволюционным временам, несмотря на попытки режима перенять символы царской России. Проститутки, которые выстраивались шеренгами в центре Москвы во времена Ельцина, сегодня исчезли с улиц, и 'убийственные наряды' для обычной прогулки вышли из моды. Тем не менее, режим Путина больше похож на эру Ельцина, чем на какой-либо другой предшествующий период.
Это относится к большинству нового поколения российских женщин (и мужчин): в современном расчетливом образе мыслей мало места самопожертвованию для семьи, искусства, культуры и науки. В результате эра Путина стала чрезвычайно стерильной, не дающей свет великим достижениям науки, литературы или искусства. Такие проявления стали частью прошлого - чем-то, что никогда не происходило в современной истории России, чего не было даже во времена Сталинских чисток.
Этот засушливый в плане культуры мир более враждебен, чем красная пустыня марсианского ландшафта, о котором в молодости мечтала Терешкова вместе со своими друзьями-космонавтами, включая ее мужа. Развал страны, для которой она жила, усиливает переполняющее ее чувство трагедии.
Все это должно казаться странным западному образу мышления, для которого великие достижения Советского Союза в космонавтике и СССР как страна были разными понятиями: в то время, когда каждый восхвалял советскую науку, очень немногие одобряли советский тоталитаризм. Для Терешковой же и других женщин ее поколения, великое советское государство и впечатляющие достижения советской науки были единым целым. Великая экспансия Советской империи привело человечество к исследованию космоса и, возможно, приведет к экспансии людей за пределами Земли.
Очевидно, что развал страны и потеря того духа, который питал советскую интеллигенцию независимо от политических взглядов, просто невыносимы для таких людей, как Терешкова. Однако мечта Терешковой о полете на Марс - это не просто суицидальная ностальгия о временах, когда она была молодой и ее окружали люди, готовые пожертвовать свою жизнь для высшей цели.
В стремлении к исследованию космоса заложен и другой смысл: великие достижения не привязаны ко времени, месту или происхождению и могут передаваться другим культурам и поколениям. Мечта Терешковой - это символ не только отчаяния, которое испытывают творческие умы современной России, но также символ продолжения веры в великий потенциал человеческого духа.
Дмитрий Шляпентох - профессор русской словесности в Университете штата Луизиана в городе Саут-Бенд.
______________________________
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Николай Жданович
_____________________________
Почему россиянки красивые ("The Times", Великобритания)
Новая русская революция ("Opinion Journal", США)
Дмитрий Шляпентох: Склонность США к тоталитаризму ("Asia Times", Гонконг)