Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Играть с Путиным в политический покер можно только по высоким ставкам

"В свое время мы могли стать второй Чечней, столицу уже окружали российские танки"

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В начале 90-х годов Татарстан, население которого очень гордится своей тысячелетней историей как центра монгольской культуры и столицы татарского народа, был близок к тому, чтобы объявить себя суверенной республикой. Тогда президенту Минтимеру Шаймиеву потребовалось все его хитроумие, чтобы заключить сделку с президентом России Ельциным о предоставлении региону некоторой экономической и культурной автономии

Экономика Татарстана привлекает миллиарды фунтов западного капитала, но политическое будущее региона снова находится в подвешенном состоянии - причем уже не в первый раз.

- В свое время мы могли стать второй Чечней, - рассказывает советник президента Рафаэль Хакимов, - столицу уже окружали российские танки.

В начале 90-х годов Татарстан, население которого очень гордится своей тысячелетней историей как центра монгольской культуры и столицы татарского народа, был близок к тому, чтобы объявить себя суверенной республикой. Тогда президенту Минтимеру Шаймиеву потребовалось все его хитроумие, чтобы заключить сделку с президентом России Ельциным о предоставлении региону некоторой экономической и культурной автономии. В результате Татарстан и сегодня - единственный среди 83 российских регионов - обладает особым статусом.

Пользуясь этим статусом, Шаймиев сделал Татарстан одним из самых международно-активных регионов России. Даже президент Китая Ху Цзиньтао (Hu Jintao) специально заехал в Татарстан в марте, во время своего государственного визита в Россию.

Временами Шаймиеву также приходилось вступать в конфликты с президентом Путиным, старающимся всем регионам навязать верховную власть федерального правительства. Однако в Татарстане Шаймиев настолько популярен, что его можно назвать одним из немногих региональных правителей, кто слишком силен, чтобы Путин рискнул с ним ссориться. При этом он достаточно прагматичен, чтобы успешно приходить с лидером России к общему знаменателю. В частности, он занимает видный пост в поддерживаемой Путиным политической партии "Единая Россия".

Сегодня Татарстан ведет с федеральным правительством переговоры о новом соглашении. Оно уже было практически полностью согласовано, и в нем подтверждалось право Татарстана на экономическую и культурную автономию, однако российская Дума в Москве отказалась его ратифицировать.

- Скорее всего, им не понравилось, что мы хотели писать по-татарски не на кириллице, а на латинице, - полагает Хакимов.

Некоторые аналитики считают, что отказ Думы от ратификации соглашения с Татарстаном - это признак того, что Путин в скором времени попытается сменить Шаймиева на кого-нибудь более лояльного из татар, например министра внутренних дел Рашида Нургалиева. Однако местные говорят, что Нургалиева будут считать 'варягом' и потому не примут. Гораздо более вероятно, что, когда Шаймиев уйдет, его место займет либо премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов, либо мэр Казани Ильсур Метшин.

____________________________

Мусульманская держава Россия ("The Economist", Великобритания)