Sunday, April 8, 2007; Page B07
Я только что вернулся из Ирака. Это была моя пятая поездка туда с 2003 года и первая с того момента, как свою новую стратегию начал проводить в жизнь генерал Дэвид Петреус (David Petraeus). Впервые наша делегация смогла добраться от аэропорта до центра Багдада на автомобилях, а не на вертолетах. В провинции Анбар мы впервые встретились с лидерами суннитских племен, помогающих американским и иракским войскам бороться с "Аль-Каидой". В Багдаде мы впервые приехали на совместный блокпост, где американцы служат бок о бок с иракцами - это неотъемлемая часть новой стратегии. Мы даже провели пресс-конференцию, на которой обсудили все то, что мы видели - положительные сдвиги, дающие повод для осторожного оптимизма, но до аудитории американских СМИ практически не доносящиеся.
Я рассказал о том, что наша делегация 'остановилась на местном рынке и провела там больше часа, покупая товары и разговаривая с местным населением, обмениваясь мнениями и узнавая о взглядах простых людей на актуальные проблемы сегодняшнего дня'. Действительно, багдадские рынки не раз становились объектом ужасных террористических актов - например, в феврале в результате взрыва в районе Шорджа погибло 137 человек - и сегодня рынки время от времени все еще обстреливают снайперы. Однако там уже гораздо спокойнее, чем было еще недавно. Одно из нововведений новой стратегии заключается в том, что рынки теперь закрыты для автомобилей. Теперь машину нельзя начинить взрывчаткой и провести на рынок, убив огромное количество народу и собрав на себя все внимание прессы. Понятно, что Петреус хотел, чтобы мы обязательно это увидели.
Я поехал в Ирак не затем, чтобы, вернувшись, трубить о каких-то победах. Моей единственной задачей было получить из первых рук информацию о том, как продвигается эта трудная война. Мало кто резче, чем я, критиковал прилизанные, но не имевшие никакого отношения к действительности отчеты о том, что 'в Ираке все спокойно'. Уже после своей первой поездки в Ирак в 2003 году я заявил о необходимости послать туда еще больше войск, чтобы обеспечить безопасность, необходимую для начала политического строительства. Я никогда не соглашался, если при мне кто-то говорил, что боевики - это 'горстка отчаявшихся людей', воюющих 'на последнем издыхании'. Я много раз осуждал тактику зачисток и призывал применить новый подход к борьбе против боевиков: сначала отделить непримиримую часть населения от всех остальных, а затем создать достаточно прочный режим безопасности, чтобы облегчить принятие политических и экономических решений, без которых боевиков победить просто невозможно. Именно этим курсом следуют сегодня генерал Петреус и его храбрые люди.
Новая политико-военная стратегия уже приносит первые плоды, но большинство американцев не знает об этом, потому что большая часть СМИ предпочитают об этом не говорить или же уделяют гораздо больше внимания взрывам машин и минометным обстрелам, которые мало что говорят о стратегическом направлении этой войны. Я никоим образом не хочу сказать, что плохие новости надо замалчивать, что страшные террористические акты не должны попадать в выпуски новостей. Однако также нельзя замалчивать и признаки продвижения вперед. Поддержать или не поддержать нашу работу в Ираке - это пусть решает американский народ. Но я надеюсь, что американцы будут принимать решение на основе максимально полной картины происходящего в Ираке, насколько позволяют информационные возможности. Вот лишь несколько примеров:
--- В Анбаре сегодня суннитские шейхи воюют с "Аль-Каидой". В столицу Анбара Рамади для переговоров с лидерами суннитов приезжал премьер-министр Нури аль-Малики (Nouri al-Maliki), и в результате встречи удалось достичь соглашения, которое легло в основу нового закона о дебаасификации. В последние несколько месяцев Рамади ставит рекорды по количеству людей, записавшихся в полицию.
--- В Багдаде уже работает более пятидесяти совместных американо-иракских блокпостов. Регулярно проводится патрулирование с установлением контакта с жителями районов. Результат - большая безопасность и улучшение качества разведданных.
--- Лидер шиитских экстремистов Муктада ас-Садр (Moqtada al-Sadr) вынужден действовать из подполья, его последователи больше не переходят дорогу американским войскам, в Багдаде стали реже случаи межконфессионального насилия, в Садр-Сити появился мэр-шиит, с которым мы поддерживаем нормальные отношения.
--- Иракские армия и полиция проводят все больше самостоятельных операций и участвуют в совместных действиях с американскими войсками. Растет их численность и оснащенность. Да, количество жертв среди иракских военных и полицейских увеличилось, но это потому, что они теперь больше участвуют в реальной войне, чем раньше.
Несмотря на эти положительные события, у нас не должно быть никаких иллюзий. Прогресс еще далеко не бесповоротен, хотя его осознание, конечно, придает нам сил. В Ираке нам предстоит пройти еще долгий и непростой путь, но для этого у нас есть генерал Петреус - настоящий профессионал военного искусства, автор целой книги именно о такой войне, которую нам предстоит вести, - и для этого у нас будут должным образом укомплектованные и оснащенные войска.
Никакой гарантии успеха нам никто не даст, но попытаться мы просто обязаны. Все специалисты, внимательно следящие за событиями, признают, что потенциальные последствия проигрыша войны в Ираке настолько серьезны и чреваты столь многим как для региона, так и для безопасности Соединенных Штатов, что не сделать даже единой попытки претворить план Петреуса в жизнь - значило бы совершить трагическую ошибку и показать слабость американцев.
Надеюсь, что те, кто так любит ссылаться на заключения, сделанные Исследовательской группой по Ираку, заметили, что на прошлой неделе, выступая на страницах этой газеты, Джеймс Бейкер (James Baker) написал, что обе основные партии должны поддержать новую стратегию и дать ей время сработать. Сейчас не время заниматься однобокой журналистикой и борьбой за политические очки. Слишком многое поставлено на карту.
Автор статьи - депутат Сената от штата Аризона (Республиканская партия), кандидат в президенты Соединенных Штатов.
______________________________________
Идет война народная? Где? ("The Washington Post", США)
В США Ирак превратился в орудие внутриполитической борьбы ("The Financial Times", Великобритания)