Вчера президент Эстонии Тоoмас Хендрик Ильвес ответил на вопросы читателей BBCRussian.com и портала Rambler.ru, затронувшие темы истории, гражданства и отношений с Россией.
На вопрос о возможном осложнении отношений из-за памятника на Тынисмяги между Россией и Эстонией, а также между гражданами этих стран, Ильвес ответил, что не думает, что нечто подобное может иметь очень серьезные политические последствия.
'Но, с другой стороны, Эстония - суверенное государство, и речь идет о том, что находится на территории Эстонии. Если правительство Эстонии решит что-то сделать на территории Эстонии, то оно имеет право сделать это, равно, как и Россия, сама решает, что она делает на своей территории', - сказал Ильвес.
Президент отметил, что предпочел бы, чтобы решение этого вопроса включало в себя диалог с российской стороной.
'Но диалога практически не было, вместо этого много криков в адрес Эстонии. Поэтому, если подход изменится, мы сможем обсудить этот вопрос', - сказал Ильвес.
На вопрос о неприятных моментах истории Ильвес дал дипломатичный ответ.
'Все страдали, но я не вижу, чтобы кто-то обсуждал это. Когда мы говорим об эстонских охранниках в немецких концентрационных лагерях, нам стыдно за это. Но пока мы видим, что сотрудники НКВД, которые убивали людей и депортировали семьи, считаются героями, будут оставаться проблемы. Я не из тех, кто требует извинений. Я не жду от кого-то извинений. Я только жду, чтобы кто-то признал, что это было на самом деле. Только и всего', - сказал Ильвес.
Один из вопросов касался личных симпатий Ильвеса в отношении эстонцев-ветеранов немецкой армии и эстонцев, воевавших в советских войсках.
'Я не могу больше симпатизировать тем или другим, поскольку у эстонцев не было выбора. Когда Эстония была оккупирована, именно оккупирована Советским Союзом, люди определенного возраста были мобилизованы в Красную армию. Когда Эстонию оккупировали нацисты, они в свою очередь тоже провели мобилизацию эстонцев', - напомнил Ильвес.
'Выбора никакого не было. Это был не супермаркет, куда можно было придти и выбрать режим. Так как же я могу сказать, кому я больше симпатизирую? Эстонцев заставили присоединиться к обоим этим преступным режимам', - добавил президент.
По оценке Ильвеса, в вопросе о предоставлении гражданства нужно считаться с тем, что чувствуют эстонцы в результате того, как с ними обращались в советское время.
'Мне кажется, что мой подход к этому более либеральный, чем у многих людей в нашей стране, но у нас есть демократически избранные парламент и правительство, и, кроме того, эстонцы твердо убеждены в том, что, чтобы быть гражданином Эстонии, нужно уважать страну, в которой ты живешь, и хоть немного выучить ее язык', - сказал Ильвес.
Президент Эстонии о "горячих эстонских парнях", русских в Эстонии и памятнике ('BBCRussian.com', Великобритания)
__________________________________________
'Преемник' Путина ввязывается в драку с Эстонией ("The Independent", Великобритания)
Враги России: внешние и внутренние ("Diena", Латвия)