Вашингтон нуждается в щедрой порции финансовой дисциплины. Чтобы Америка вновь обрела ответственное и эффективное руководство, необходимо внедрить в государственное управление некоторые принципы корпоративного менеджмента.
Именно так я поступил в Нью-Йорке. Моя администрация унаследовала от предшественников бюджетный дефицит в 2,3 миллиарда долларов. Чтобы решить проблему, мы ввели жесткую финансовую дисциплину. Мы сокращали программы. Мы сокращали налоги. И добились результата. Дефицит превратился в профицит, измерявшийся миллиардами долларов. Мы сократили бюрократический аппарат на 20000 человек - одновременно увеличив количество полицейских, патрулирующих улицы, и школьных учителей. Налоги мы урезали в 23 раза - и это несмотря на то, что в городском совете преобладали демократы. Каждый год - независимо от финансовой ситуации - я требовал от муниципальных управлений представить предложения по сокращению собственных бюджетов. Я хотел, чтобы мои управленцы в первую очередь экономили деньги налогоплательщиков, расходуя их более эффективно. Мы вновь передали все управленческие вопросы Административно-бюджетному управлению мэрии (Office of Management and Budget).
Жесткая финансовая политика стала основой возрождения Нью-Йорка. Теперь надо проделать то же самое в Вашингтоне: построить более ответственную систему управления, базируясь на принципах, которые я называю 'четырьмя опорами процветания', обеспечивающими устойчивый экономический рост.
1. Сокращение роста государственных расходов. Сторонники взвешенной финансовой политики понимают, насколько важно обуздать масштаб и стоимость государственного аппарата. Контроль над расходами придаст государству большую эффективность и результативность при выполнении его важнейших обязанностей. Однако необходимо совершенствовать и сами методы осуществления государством его основополагающих функций.
Америке придется увеличить расходы на оборону - следует усилить нашу армию ради победы в войне с террором, или, как я предпочитаю ее называть 'войне террористов против нас'. Необходимо совершенствовать и меры безопасности на случай чрезвычайных ситуаций, чтобы катастрофически некомпетентные действия властей во время урагана 'Катрина' никогда не повторились. Кроме того, нам нужно будет увеличить расходы, чтобы энергичнее добиваться энергетической независимости страны. Для успешного решения насущных проблем нашего времени необходимы четкие приоритеты. Мы должны совершенствовать управление страной при одновременном уменьшении расходов. Один из способов сократить масштаб и стоимость госаппарата - навязать ему 'войну на истощение'.
В течение ближайших двух президентских сроков 42% нынешних гражданских служащих федеральных ведомств достигнет пенсионного возраста. Это дает нам шанс вдохнуть в госаппарат новую энергию, сделав его компактнее и эффективнее. Только представьте, какие возможности для сокращения расходов здесь открываются: если хотя бы половина из потенциальных пенсионеров отправится на заслуженный отдых (при одновременном совершенствовании качества услуг и технологий), мы сэкономим на зарплате 300000 работников, каждый из которых в среднем получает 70000 долларов в год. Таким образом, каждый год мы сможем сохранить деньги налогоплательщиков общим объемом в 21 миллиард долларов.
2. Снижение налогов. Вскоре американцам предстоит столкнуться с чудовищным ростом налогообложения. Это связано с эффектом 'инфляционного налога' , альтернативным минимальным налогом , и завершением срока действия налоговых сокращений 2001 и 2003 гг. Таким образом, налоги придется сокращать хотя бы для того, чтобы их общий объем оставался на нынешнем уровне. Налогоплательщики заслуживают того, чтобы их облагали по минимальным возможным ставкам, а также упрощения всей системы и четкого разъяснения, какими должны быть эти ставки, а не различных ухищрений и трюков, которыми так славится наш Конгресс.
Одна из таких опасных уловок связана с повышением на треть ставки налога на прибыль от продажи активов для долгосрочных капиталовложений; уже вскоре после прихода в Белый дом нового президента он тяжким бременем ляжет на инвесторов и экономику в целом. Я выступаю за то, чтобы ставка этого налога оставалась на низком уровне. Но самый парадоксальный трюк связан с тем, что 'налог на смерть' [так в США называют налог на наследуемое недвижимое имущество - прим. перев.] сначала будет отменен на один год (в 2010 г.), а затем вновь введен, по еще более высоким ставкам. Только Вашингтон мог додуматься до создания налоговых стимулов, чтобы люди 'приурочивали' свою смерть к 2010 году! Если вы трудились в поте лица и соблюдали правила игры, почему ваши дети должны продавать семейную ферму или малое предприятие, чтобы выплатить очередной 'карательный' налог? Поэтому 'налогу на смерть' следует вынести смертный приговор.
3. Реформа государственного регулирования. Сегодня система регулирования у нас такова, что Америка из-за нее постоянно ходит с 'синяком под глазом'. Мы страдаем от деспотизма надзорных органов, законов вроде Акта Сарбейнса-Оксли , общего 'обвинительного уклона' в отношении к корпорациям и постоянных исков со стороны акционеров: все это может оказать губительное воздействие на деятельность частного сектора. Когда компании вроде Enron и WorldCom обманули акционеров, их руководство абсолютно справедливо было наказано по всей строгости закона. Однако после любого громкого скандала Вашингтон зачастую проявляет чрезмерное рвение и перегибает палку с регулированием. Так что теперь нам нужны реформы для устранения опрометчивых эксцессов первоначальных реформ. Когда регулирование становится слишком обременительным, оно давит нам на плечи наподобие 'карательного' налога. Оно вредит конкурентоспособности американских компаний. Поэтому одной из приоритетных задач будущего президента должна стать реформа системы регулирования.
4. Разумная монетарная политика. Динамичное развитие экономики и разумная монетарная политика неразрывно связаны друг с другом. Верховным и независимым арбитром в монетарных вопросах является правление Федеральной резервной системы. Очень важно, чтобы ее руководители обладали высочайшей квалификацией, и понимали, что стабильно низкая инфляция способствует, а не препятствует устойчивому экономическому росту и повышению его темпов. ФРС должна играть роль компаса, а не флюгера, задавая направление, а не поворачиваясь вместе с порывами ветра.
Когда экономическая политика покоится на 'четырех основах процветания', результатом становится рост, повышение доходов населения и эффективности управления государством. В этом и состоит наша цель. Хороший глава корпорации всегда ищет способы сократить издержки и улучшить качество предоставляемых услуг. Государство должно следовать тому же принципу, анализируя реальную отдачу, которую получают граждане от своих налоговых 'инвестиций'. Для этого следующий президент должен наделить общенациональное Административно-бюджетное управление реальными управленческими полномочиями. Если новое руководство страны будет придерживаться жесткой финансовой политики, оно сможет вернуть уверенность нашим 'акционерам' - американскому народу.
Рудольф Джулиани - бывший мэр Нью-Йорка и один из претендентов на выдвижение кандидатом от Республиканской партии на президентских выборах 2008 г.
* * *
* Регулярно получая денежные компенсации при открытой инфляции, налогоплательщик перемещается в группу лиц с более высокими доходами и соответственно большей ставкой налогообложения. При этом он отдает государству все большую часть своего дохода. (Вернуться к тексту статьи)
* Существующий в США альтернативный минимальный налог представляет собой отдельную систему налогообложения доходов физических лиц, которая действует параллельно с обычным подоходным налогом. Первоначально он был введен для категории налогоплательщиков с достаточно высокими доходами, которым различные льготы позволяли избегать уплаты подоходного налога. Однако поскольку при расчете этого налога не учитывается инфляция, со временем он стал применяться к все большему числу менее обеспеченных налогоплательщиков. (Вернуться к тексту статьи)
* Sarbanes-Oxley Act - закон, принятый в 2002 г. после серии финансовых скандалов в США. Он ужесточает правила финансовой отчетности и аудита, а также надзор за их соблюдением для компаний, чьи акции торгуются на американских биржах. (Вернуться к тексту статьи)