Желание России дать военный ответ на планы США разместить в странах Восточной Европы свою систему противоракетной обороны вряд ли должно у кого-то вызывать удивление. На этой неделе The Guardian уже немало писала - и еще напишет - о том, что вопрос противоракетной обороны стал очередным камнем преткновения, снова заставившим Россию и Америку встать по разные стороны баррикад. Причем как за ракетами, так и за использованием 'Газпрома' в качестве политического инструмента неотступно следует тень проблемы совершенно другого свойства: а каковы они вообще, взаимоотношения России с Западом?
Опять же, при виде столь тотальных противоречий относительно назначения (и, следовательно, фактора потенциальной стратегической угрозы) противоракетной базы в Польше и Чехии вряд ли стоит закатывать от удивления глаза. Американцы заявляют, что системы перехвата могут использоваться только в борьбе с иранскими межконтинентальными ракетами. Русские в ответ утверждают, что иранцам до таких ракет еще ну очень далеко. США упирают на то, что в боеголовках перехватчиков - боеприпасы кинетического действия, предназначенные для того, чтобы сбивать иранские ракеты на втором этапе полета, так что их чисто географически невозможно использовать против ракет, запускаемых с более близкого к западной границе расстояния. Русские же указывают на то, что чешский радар сможет не только засечь любую цель в пределах 4500 километров (то есть на всю глубину европейской части России), но и направить на находящиеся в пределах этой территории цели любые западные ракеты, хоть бы и вовсе без боеголовок. И добавляют, что наличие на границах России 'наступательного' радара нарушает стратегическое равновесие ядерных сил, установленное в 1972 году еще Советским Союзом, подписавшим Договор по ПРО, к настоящему моменту уже не действующий. Именно по этой причине Михаил Горбачев приказал уничтожить такой же российский радар в Сибири, в городе Красноярске.
Кто бы ни оказался прав в деталях, общая канва ясна и без этого. Запад посредством НАТО заполнил собой вакуум, создавшийся после вывода советских войск в результате распада Советского Союза. Для стран Восточной Европы и Прибалтики членство в НАТО - не что иное, как 'золотой стандарт' независимости, а также страховой полис от российской оккупации. Однако на отступление России никто не ответил новой эпохой международного сотрудничества. Запад выиграл 'холодную войну' и, как и положено победителю, занял восточную территорию.
Во время распада Советского Союза у России было 2400 ракет. Через пять лет их количество сократилось до трехсот. В таком составе российские ракетные войска действительно станут уязвимы, если против них будет выставлен защитный кордон от одной границы до другой - а у берегов Аляски радар уже работает. Именно поэтому Россия считает, что баланс стратегических ядерных сил изменился - и, кстати, считает совершенно правильно. И новая гонка вооружений уже начата.
Трудности в отношениях России с Западной Европой, создаваемые государственной энергетической компанией 'Газпром', преодолеть намного легче. Не за всеми событиями, случающимися с Россией, стоит заговор Запада. Если 'Газпром' хочет поменять имидж (а глава компании Дмитрий Медведев в сегодняшнем интервью The Guardian как раз выражает досаду тем, что его бизнес рассматривается в контексте 'холодной войны'), то все в его руках. У тех, кто велик и могуч - а у 'Газпрома' запасов нефти и газа больше, чем у кого бы то ни было, за исключением Саудовской Аравии и Ирана, - и ответственность не маленькая. 'Газпром' вполне может заработать репутацию честного и надежного поставщика энергоносителей, если будет действовать соответственно - например, строго придерживаться деловых норм и, в частности, выполнять контракты с Shell по Сахалинскому проекту и с BP по Ковыктинскому месторождению.
В любом случае, ответ на оба вопроса следует искать в российской политической системе. Нельзя огульно говорить, что Россия обречена на авторитарную власть лишь потому, что в ее истории никогда больше ничего не было. Понятно, что постоянно поддерживать систему, в которой реальным политическим партиям не находится места, а нереальные создаются каждый раз, когда приближаются выборы, чтобы создать иллюзию конкуренции, совершенно не в интересах самого этого государства. В будущем году Владимир Путин передаст власть другому человеку, но этот другой обязательно будет одним из его людей, и, как только на него 'укажут', его тут же начнет раболепно прославлять государственное телевидение, а благодарный электорат тут же за него дружно проголосует. А потом у нового царя появятся новые бояре. Такая система образу современной нации ну никак не соответствует.
_________________________________
Россия грозит новой 'холодной войной' ("The Guardian", Великобритания)
Москва отвоевывает себе место в новом миропорядке ("The Guardian", Великобритания)