В понедельник на совещании 16 крупнейших экспортеров газа в столице Катара Дохе не принято решения о создании картеля, однако представитель России сообщил о создании рабочей группы высокого уровня, которая займется исследованием вопроса ценообразования. Россия предложила себя в качестве координатора этой группы. Даже без формального создания картеля это можно считать важным шагом в направлении появления глобального рэкетирского клуба экспортеров газа.
Тон в дискуссии о 'газовой ОПЕК', аналогичной картелю стран-экспортеров нефти, задавали Россия и Иран, обладатели крупнейший и вторых по величине запасов газа в мире, соответственно. Идею поддерживают также Венесуэла, Боливия, Алжир. Иран озвучил предложение по газовой ОПЕК еще на первом заседании Форума стран-экспортеров газа (ФСЭГ) в 2001 году, но не получил поддержки. В 2002 году президент России Владимир Путин заговорил об 'альянсе поставщиков газа', имея в виду, правда, среднеазиатские государства. В январе нынешнего года аятолла Али Хаменеи публично предложил создать газовую ОПЕК на встрече с секретарем Совета безопасности России Игорем Ивановым во время его визита в Иран. Путин оценил это как 'интересную идею'.
Министр энергетики России Виктор Христенко опроверг, что переговоры о создании картеля велись за закрытыми дверями. Возможно, он пытался высказываться осторожно, чтобы не разозлить США, которые жестко выступают против газовой ОПЕК, а также, чтобы еще больше не пугать клиентов крупнейшего рынка сбыта российского газа в Европе. Но это не значит, что контролируемый государством монополист Газпром не хочет 'газовой ОПЕК', в котором Россия будет иметь решающее слово в определении цены на газ, направлений его экспорта и распределения.
15 постоянных членов ФСЭГ (Норвегия участвует в этой организации как наблюдатель) контролируют 42% мировой добычи газа, а 12 стран ОПЕК - 43% добычи нефти, однако широко применяемое обозначение 'газовая ОПЕК' ошибочно. Нефть свободно продается и покупается на мировом рынке, и ОПЕК может влиять на цены 'черного золота' на короткий срок. Газ поставляется по трубопроводам (лишь примерно 7% перевозится в жидком виде) и на основе долгосрочных договоров. Поэтому газовый картель будет заниматься тем, чего не может ООПЕК, - устанавливать направления поставок газа, предоставляя фактически таким образом конкретным государствам рынки сбыта на длительную перспективу. Газовый картель может также договориться о потолке объема экспорта газа, повышая тем самым его цену.
Очевидно, Россия не согласится вступить в организацию, которая может диктовать ей объемы экспорта или заставить сократить долю экспорта в Европу. Но с учетом впечатляющего экспортного потенциала, контроля за системой транзита в Европу и стабильных позиций на рынке этого континента, именно у России будет самое большое влияние на решения картеля.
Прошлой осенью в проведенном по заказу НАТО группой экспертов исследовании было высказано предупреждение: Россия попытается создать газовый картель для оказания давления на Европу, использую энергетику для достижения политических целей. Министр Христенко обвинил в Дохе правительства западноевропейских стран в том, что они хотят представить экспортеров газа 'монстрами', и заявил, что Россия никогда не присоединится к такой организации, которая будет запугивать другие страны. Однако, как показали конфликты с Грузией и Белоруссией по поводу цен на газ, именно этим Россия и занимается. Другой целью картеля, очевидно, будет предотвращение усилий ЕС по диверсификации и расширению круга поставщиков в целях снижения зависимости от России. Напомним, что в мае прошлого года заместитель председателя правления Газпрома Александр Медведев пригрозил создать 'альянс поставщиков газа, который будет влиятельнее ОПЕК', если Россия не добьется в переговорах с ЕС по энергетике желаемого.
На следующем совещании ФСЭГ, которое состоится в 2008 году в Москве, эта организация может стать настоящим картелем с постоянной исполнительной структурой во главе с 'интегратором' Россией. К сожалению, до сих пор Запад слишком медлил с формированием общей энергетической политики, чтобы обеспечить конкуренцию и защитить рынок от монополий и картелей.