Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Утомленные Майданом

Украинской политике, равно как и любой другой, присуще использование эффекта дежавю

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Красные и розовые флаги КПУ и СПУ создают на Майдане странное ощущение потерянной реальности. Тем более, что на расстоянии розовый мало чем отличается от красного. Оранжевый почти незаметный. Он уже не принадлежит к модным цветам сезона

Красные и розовые флаги КПУ и СПУ создают на Майдане странное ощущение потерянной реальности. Тем более, что на расстоянии розовый мало чем отличается от красного. Оранжевый почти незаметный. Он уже не принадлежит к модным цветам сезона.

Дежавю

Украинской политике, равно как и любой другой, присуще использование эффекта дежавю. Когда собственных идей не хватило, не терпится воспользоваться удачным опытом предшественников.

Жаль, но вторая серия всегда бывает хуже первой. Этот закон четко выдерживается независимо от сферы применения, будь то политика, или, например, кинематограф.

Продолжение популярных фильмов вызовет незаурядное любопытство у зрителей. Но посмотрев очередной "Спрут", "Рокки" или "Основной инстинкт", чувствуешь, что тебя обманули, продав в привлекательной обвертке не совсем пристойный товар.

Почему-то в постсоветской Украине мы все время смотрим один и тот же сериал. Даже актеры, которые играют главные роли, практически не изменяются. А "штампы", которыми они пользуются, так же тождественны.

Через два года после "революции на граните" Киев увидел ее бледную копию в виде студенческого голодания образца 1992 года. Что тогда требовали студенты даже тяжело вспомнить.

Блокирование трибуны и президиума Верховной Рады тоже неоднократно использовалось практически всеми политическими силами.

Кто-то начал первым, а дальше было и было. Со временем от блокирования депутатской трибуны перешли к блокированию государственных учреждений и захвату электрощитовых.

И опять таки эффективность таких шагов была чем дальше, тем менее ощутимой.

Палатки! Их роль в отечественной политике еще не получила своей надлежащей оценки. Первыми начали студенты еще в 1990-м, а потом продолжили все, кому хватало денег на туристическое и армейское снаряжения.

Во время подготовки к выборам 2006 года агитационные палатки выставили практически все участники гонок. Помогло это только пятерым из них.

И вот, в конце концов, дождались спектакля под названием "Майдан-2". В сентябре 2005 года президент Ющенко назвал события на рабочем митинге в Никополе "антимайданом". Наверное, он поспешил. Что-то на манер "антимайдана" происходит именно сейчас. И речь не только в количественном аспекте.

Чудо-2004

Во-первых, Майдан образца 2004 года пришел к нам в виде чуда. Как писал Данило Яневский, мало кто ожидал, что на поствыборный митинг прийдет больше 10 тысяч человек. Все другое было обычным чудом.

Вторая серия "Майдана" кажется уже весьма технологичной. Мы говорим в данном случае о действиях обеих сторон.

Их лидеры, как советские генералы в 1941 году, эксплуатируют устаревшие методы, готовясь к предыдущей, а не следующей войне.

Однако, за спинами у советских генералов был народ с его, как говорили западные историки, "неисчерпаемыми человеческими ресурсами". За спинами у генералов двух сегодняшних майданов есть определенные человеческие ресурсы, однако они отнюдь не являются неисчерпаемыми.

Постмодернистский характер политической борьбы в Украине кому-то может и напоминает карнавал, но Киев - это не Рио-де-Жанейро. Рядом с нами Россия, где общественные конфликты, решают другим способом.

В России вместо политики давно уже используется обычная технология. И хотя классики нас научили думать, что "Украина - не Россия", вопросы остаются.

Когда в относительно стабильных условиях создается комитет национального спасения, тяжело понять, что хотят сказать средним гражданам крайне "технологические" лидеры этого комитета.

Потерянная эстетика

Во-вторых, изменилась эстетика. Вместо улыбающихся лиц, атмосферы общей радости и предчувствия тектонических изменений пришли импортированные с провинции мальчики и девочки с флагами в руках и отсутствием любой мотивации в глазах.

Когда флагов больше, чем участников "массовых акций протеста", это начинает пугать.

Флаги и ленты, палатки и массовые марши - неплохая демонстрационная вещь. Влияние этого фактора в 2004 году отмечали даже откровенные неприятели "оранжевой революции".

Как писал русский политолог Вячеслав Никонов: "Киев поддержал оппозицию по идеологическим и эстетическим мотивам".

Эстетика оранжевого города с Майданом во главе шокировала московских аналитиков, неподготовленных к цветным лентам.

Политолог Сергей Марков, которого тяжело заподозрить в симпатиях к оранжевой команде, назвал это "хеппенингом Майдана".

Но любой хеппенинг со стотысячной или большей численностью человек невозможен без деятельного участия местных жителей. И вот в этом как раз существенное отличие между 2004 и 2007 годами.

В-третьих, сегодня киевляне равнодушны. Они весьма самоотверженно боролись за победу демократии, но не получили обещанных преимуществ.

Привезенные из регионов протестующие митингуют, в то время как киевляне спокойно передвигаются по Крещатику, двигаясь по своим делам.

Они даже не обращают никакого внимания на акции протеста и их участников. А без поддержки Киева любая революция или контрреволюция обречена на фарсовое окончание. Но как принимать участие в гражданском сопротивлении, когда даже неизвестно куда надо идти?

Изменение мест выступлений (Майдан - антикризисовикам, Европейская площадь - оранжевым) может выглядеть как форма издевательства над гражданами.

Потому что обычному стороннику национально-демократических сил понять, почему надо высказывать свою гражданскую позицию на окраине Крещатика, в то время как завоеванный Майдан без боя отдали конкурентам?

Так же сложные думы могут окутать бело-голубых, которые выглядят не очень естественно на революционной площади, которая сделала всемирно известными Ющенко и Тимошенко.

В-четвертых, при сравнении прошлого и сегодняшнего Майдана страдает количественная сторона дела. Куда делись сотни тысяч людей, которые вечерами приходили на акции протеста? Правильно, они работают.

Поэтому главной опорой конфликтующих сторон становятся временно неработающие и люмпены. Не уверены, что усиление их присутствия пойдет на пользу столице и ее паркам. Но в любом случае "многочисленными" акции протеста кажутся такими только тем, кто забыл масштабы событий 2004 года.

__________________________

Украина на пути к коллективному Путину? ("Politics.in.Ua", Украина)

Досрочные выборы: за ширмой указа Ющенко ("Politics.in.Ua", Украина)