Российский магнат Борис Березовский в интервью The Guardian рассказал, что он из Великобритании готовит насильственный переворот с целью свержения президента Путина и что он уже завязал плотные контакты кое с кем из российской элиты.
Мультимиллионер рассказал открыто, что уже не первый день платит людям из окружения президента, с помощью которых будет устроен 'дворцовый переворот'. Эти слова наверняка были рассчитаны на то, чтобы привести в бешенство Кремль; кроме того, из-за них отношения между Лондоном и Москвой наверняка еще более ухудшатся.
- Чтобы сменить этот режим, необходимо использовать силу. Демократическими средствами сменить его невозможно. Без силы, без давления никаких изменений не произойдет.
На вопрос, следует ли это понимать так, что он планирует революцию, он ответил:
- Совершенно верно.
Хотя у Березовского, при состоянии, оцениваемом в 850 миллионов фунтов, наверняка есть средства на финансирование подобного плана, и хотя до вынужденного отъезда из России он пользовался там огромным политическим влиянием, он не пожелал рассказать о своем плане в подробностях: по его словам, информация слишком секретна.
Вчера вечером Кремль заявил, что слова Березовского - это уголовное преступление, за которое Россия будет добиваться лишения его статуса беженца. Вот что сказал по этому поводу главный представитель Кремля по связям с прессой Дмитрий Песков:
- По нашим законам [такие заявления] считаются преступлением. У британских властей должны по этому поводу возникнуть определенные вопросы к господину Березовскому. Нам хочется верить, что официальный Лондон не предоставит убежище человеку, желающему силой сменить режим в России.
Правительство Великобритании не в первый раз получает от Кремля обвинения в укрывательстве Березовского. В прошлом году, когда он заявил в эфире одной из московских радиостанций о том, что хочет, чтобы Путина свергли силой, тогдашний министр иностранных дел Джек Стро (Jack Straw), выступая перед Палатой общин, заявил, что 'поддерживать насильственное свержение власти суверенного государства неприемлемо' и предупредил Березовского, что он может лишиться статуса беженца. Через некоторое время российские власти обратились к Лондону с запросом на экстрадицию, однако из этого ничего не вышло, поскольку британский суд постановил, что, пока за Березовским официально остается статус беженца, он не может быть экстрадирован.
Однако в нынешнем интервью The Guardian Березовский заходит гораздо дальше, чем когда-либо. Он заявил, что поддерживает тесный контакт с членами российской политической элиты, разделяющими, по его словам, его взгляд на Путина: останавливая демократические реформы, раздавливая оппозицию, централизуя власть и попирая конституцию, Путин вредит России.
- Сменить режим с помощью демократических выборов нет никакой возможности, - говорит он. - Если одна часть политической элиты не согласна с другой частью политической элиты - в России это единственный путь смены власти. И я пытаюсь по нему идти.
Он не говорит о том, с кем конкретно он связан - ведь если об этом узнают, их убьют, утверждает наш собеседник, - но добавляет, что его вклад с общее с ними дело - 'опыт и идеология', а также 'понимание того, каким образом это можно сделать'.
- Сейчас я делаю также кое-какие практические шаги, в основном финансовые.
Что касается возможности лишения его статуса беженца, то Березовский этого не боится.
- Стро не имел права принять такое решение. Судья постановил, что это вне юрисдикции Стро.
После ноября прошлого года, когда его сотрудник Александр Литвиненко был отравлен полонием-210, считает Березовский, возможность принятия такого решения стала еще меньше.
- Сегодня из-за дела Литвиненко реальность изменилась.
Борису Березовскому 61 год. Раньше он был математиком, но во времена Ельцина ушел в бизнес и сколотил состояние, когда Россия рванулась в приватизацию, захватывая государственные активы по сверхнизким ценам.
Хотя он сыграл немаловажную роль в обеспечении победы Путина на президентских выборах 2000 года, их пути с Путиным резко разошлись, как только вновь избранный президент начал успешно отбирать власть над Россией у так называемой олигархии - небольшой группы влиятельных бизнесменов, захвативших контроль над большей частью экономики страны. Через несколько месяцев после выборов Березовский бежал из России. Когда офицер ФСБ (бывшего КГБ) Литвиненко выступил с заявлением о том, что ему приказывали убить Березовского, тот получил в Великобритании статус беженца, сменил имя на Платон Еленин (Платон - так звали героя одного русского фильма, жизнь которого напоминает биографию самого Березовского) и получил на это имя британский паспорт.
Мало того, что Березовский заявляет о своем участии в финансировании и организации переворота в Москве - он также рассказал, что в течение уже шести лет пытается 'разрушить положительный образ Путина', который сложился у многих людей на Западе. Где только возможно, Березовский рассказывает о Путине как об опасной и антидемократической фигуре. По его словам, он боролся против президента России через влиятельную российскую газету 'Коммерсант', которую он до прошлого года контролировал.
В марте Березовского допрашивали двое следователей российской Генеральной прокуратуры, приезжавшие в Лондон в рамках расследования смерти Литвиненко. Они заявили, что на многие вопросы он отказался отвечать. Березовский отрицает, что отказывался.
Вчера вечером, когда вышло его интервью The Guardian, представители российских властей вновь заявили о необходимости допросить его.
- Теперь, насколько я понимаю, у нашей генеральной прокуратуры накопилось множество вопросов к господину Березовскому. Он сказал очень интересные вещи, и тема это очень тонкая, - заявил Дмитрий Песков.
Представители Форин Офис заявили, что британскому МИДу нечего добавить к прошлогодним словам Стро.
___________________________________
Березовский-Путин: бои без правил ("Le Monde", Франция)
Борис Березовский: "Я боролся против очень мощного государства и очень могущественных людей" ("Johnson's Russia List", США)
Борис Березовский: Народ против Путина ("Daily Times", Пакистан)
Борис Березовский: "Володя будет свергнут через год" ("La Repubblica", Италия)