Выпад Березовского ставит под угрозу заключение важнейших соглашений с Россией
Новые нападки на Россию вызывают жесткий отрицательный отклик
Вчера вечером Великобритания занималась зализыванием тяжелейшей дипломатической раны. С самого начала было ясно, что выпад Бориса Березовского повредит отношениям с Россией. Это тем более неприятно, что именно сейчас очень важно было бы заручиться поддержкой России в вопросе оказания дальнейшего давления на Иран, не допустить 'горячего' политического конфликта вокруг проекта американского ядерного щита в странах Восточной Европы и разрешить возникшие разногласия в сфере поставок энергоносителей. Кроме того, после произошедшего не остается практически никакой надежды на то, что Россия согласится на экстрадицию в Британию лиц, подозреваемых в отравлении бывшего агента КГБ Александра Литвиненко.
Про себя британцы наверняка думают, что от Березовского давно пора было бы избавиться, однако всем понятно, что британский суд никогда не посчитает, что его дело в Москве будет рассматриваться по справедливости. Ответственность за исполнение действий от лица правительства России, предпринятых для экстрадиции Березовского, возложена на Службу уголовного преследования, которая в сотрудничестве с Лондонским управлением полиции (Metropolitan Police) в настоящее время рассматривает вопрос о наличии в действиях Березовского состава преступления.
Фактически Форин Офис оказался зажат между законом и 'реальной политикой'. В МИДе понимают, что с Владимиром Путиным так или иначе придется работать; никаких признаков скорого падения его режима не просматривается. Как следствие, год назад Великобритания постаралась успокоить российских дипломатов, вынеся Березовскому устное предупреждение за его нападки на правительство Путина.
В тот раз урезонивать российского бизнесмена, которому в 2003 году Великобритания предоставила политическое убежище, пришлось лично тогдашнему министру иностранных дел Джеку Стро (Jack Straw). После скандального интервью в январе 2006 года, в котором Березовский позволил себе несколько высказываний, возмутивших Кремль, он публично предостерег его от использования сильных выражений. В письменном заявлении, принятом Палатой общин, Стро подчеркнул, что Березовский прибыл в Великобританию отнюдь не по приглашению правительства, и оно 'предпримет соответствующие меры против тех, кто использует Соединенное Королевство в качестве базы для проповедования насилия, беспорядков или терроризма в других странах. Выступления за насильственное свержение власти в суверенном государстве неприемлемы, и мы безоговорочно осуждаем эти выступления, - говорилось в документе, - те, кому в Соединенном Королевстве было предоставлено убежище, принимают на себя определенную ответственность перед Великобританией - в частности, обязуясь действовать в соответствии с ее законами и правилами'. 'Статус беженца, - добавил Стро, - может быть пересмотрен в любой момент, когда присутствие беженца [на территории Великобритании] становится несовместимо с интересами общества'.
На практике, однако, вряд ли суд разрешит экстрадировать Березовского, так как для этого требуется уверенность, что в России его будут судить по закону. Однако русские, не утруждающие себя тонкостями практики независимости судов, убеждены, что Великобритания намеренно защищает лицо, пытающееся организовать бунт против демократически избранного лидера страны.
Как бы там ни было, по мнению бывшего советника МИДа Дэвида Кларка (David Clark), ответных шагов по британским запросам навстречу со стороны России все равно не будет:
- Российские прокуроры по существу наших запросов [на экстрадицию] ответили, что они будут отклонены, поскольку российская конституция запрещает экстрадицию граждан страны. И Великобритания должна хотя бы перестать пресмыкаться перед ними, потому что совершенно ясно, что они используют судебную систему против инакомыслящих. Правительство и так уже предлагает России слишком многое.
Россия затрудняет расследование дела Литвиненко британскими властями, пытаясь организовать параллельные следственные действия в Лондоне - в основном против подозреваемых, которых многие считают врагами Путина. Заместитель генерального прокурора России Александр Звягинцев заявил, что хочет допросить более ста свидетелей по этому делу и лично побывать в нескольких местах Лондона, где были найдены следы полония-210. Кое-кто из тех, кого хотели бы допросить российские следователи - противники Путина, и в их отношении Россия уже неоднократно также требовала экстрадиции. Фигурирует в этом списке и Березовский, обвиняющий Кремль в убийстве Литвиненко - что в Москве отрицают, - причем его пытались экстрадировать уже два раза, и расходы британских налогоплательщиков, связанные с этими попытками, оцениваются уже в 3 миллиона фунтов. Ему предоставили убежище после того, как он заявил в суде, что к нему подослали агента, чтобы тот убил его отравленной ручкой.
Предыстория
Российскому миллиардеру Борису Березовскому 61 год. Он нажил состояние на покупке государственных активов после распада Советского Союза, однако затем выпал из политического класса и в 2000 году бежал в Великобританию, где в 2003 году ему было предоставлено убежище.
С тех пор Березовский активно позиционируется на продемократическом поле, критикуя президента России Владимира Путина и допуская выражения, указывающие на возможность насильственного свержения путинского строя. В январе прошлого года в интервью российскому радио он заявил, что планирует переворот с целью свержения Путина, за что тогдашний министр иностранных дел Джек Стро (Jack Straw) пригрозил ему отменой статуса беженца.
Березовский был другом покойного российского диссидента Александра Литвиненко, в смерти которого он обвинил Путина. Российская прокуратура предприняла уже две безуспешные попытки его экстрадиции из Великобритании.
__________________________________
Березовский готовит переворот в России ("The Guardian", Великобритания)