В декабре будет видно, сколько и какие партии войдут в будущую Думу, пятую в постсоветскую эпоху, однако можно уже сейчас сделать ставку, 1000 против одного, что Гарри Каспарова там не будет. Ни он, ни кто другой из его Объединенного гражданского фронта, оппозиционной партии, которую он учредил в этом году, существующей на деньги, которые шахматному гению удалось скопить, и, как говорят, также на часть средств бывшего банкира, навсегда заточенного в тюрьму Михаила Ходорковского.
Великий игрок, Гарри, стал самым молодым шахматным чемпионом мира в 1985 (первый год горбачевской перестройки), когда выиграл матч на первенство мира у Анатолия Карпова. Это был исторический поединок между молодым отпрыском евреев из Баку, которого окружала атмосфера подчеркнутого антисоветизма, и холодным и сдержанным, но прежде всего очень советским, уходящим чемпионом.
Гласность уже обнаруживала себя, а СМИ уже были поделены на две части: американофилы-неодемократы (которые все были за Гарри Каспарова) и ортодоксальные коммунисты-русофилы (которые все были за Анатолия Карпова). Поражение последнего отмечалась и приветствовалась первыми как личная политическая победа и как предвестие того, что - произойдет 6 лет спустя. Но Владимир Путин - не Анатолий Карпов, и игра, в которую он играет в эти последние месяцы в Москве, ведется не на шахматной доске. Вернее сказать, на втором ходу один их двух противников уже попал в тюрьму. Тут и гадать нечего, который из двух. Из одиночной камеры тоже видны клетки, но совсем не те, что можно рассматривать, сидя за шахматным столом, под тиканье часов, отсчитывающих время, оставшееся игрокам.
Первый ход Путина был очень прост: не утверждать регистрацию партии Гарри. Закон был подогнан так, чтобы избежать каких бы то ни было сюпрпизов. Но Каспаров всегда был великим борцом и он решил пройти по острию ножа. Как и в советские времена, когда невозможно было выиграть ни одно сражение законным образом, - по банальной причине отсутствия какой-либо законности - единственным методом оказать давление на власть было занять нишу в мировых СМИ. Так, Гарри Каспаров начинает (лучше сказать оживляет) медийные схватки за пределами России.
Теперь весь мир будет показывать фотографии ареста и избиения милицией 200 манифестантов, которых Гарри вывел на площадь. А телевидение сделает еще лучше. И прекрасно известно то, что миллионы российских граждан смотрят американские и европейские каналы. Но только лишь для того, чтобы получить подтверждение того, что Гарри не их герой. И что он выбрал построенную таким образом электоральную компанию, которая терпит поражение в самом начале из-за того, что в ней практически невозможно участвовать.
Путин прекрасно знает, что о нем плохо отзывается западная пресса, и ему хватает проницательности, чтобы понять, что Гарри, таким образом, может делать свои ходы в игре, даже несмотря на то, что его худенькие манифестанты не смогли даже развернуть транспаранты. Но его расчет другой. В своей мюнхенской речи он дал понять Западу, что не боится его протестов и что ответит на любой ход Вашингтона. В Москве не будет никакой "цветной революции". Это утверждение Марии Гайдар, дочери того самого Егора, который приватизировал Россию за тридцать серебреников, и основательницы движения 'Да', движения-сестра украинского 'Пора', это показательно.
А Борис Березовский может даже метать из Лондона свои революционные лозунги, чтобы свергнуть Владимира Путина, но ему не хватит даже пломбированного вагона Ленина. Для того чтобы свергнуть этого царя, есть только одно оружие: обрушить цены на нефть. Но это не может сделать даже Джордж Буш.
Однако, что касается Путина, выбор уже был сделан и останется неизменным. Кремль решил выстроить, сверху, несовершенную двухпартийную систему. Его партия 'Единая Россия' не функционировала как единая партия власти и рискует дискредитировать президента. Он создает новую партию, немного левых идей и много национализма, она называется 'Справедливая Россия', которая возможно займет второе место в Думе, практически наравне с Единой Россией.
Если потом эта последняя, партия коррумпированных бюрократов, бросит слишком большую тень на президента, ей придется переместиться на третью позицию. Всегда есть коммунисты, обескровленные и постаревшие. И выход на крайний случай - это партия Жириновского. Дальше дело не пойдет.
__________________________________________
Джульетто Кьеза: А что если шпионы играют против Путина? ("La Stampa", Италия)
Джульетто Кьеза: Сверхдержава Россия возвращается, и это не блеф ("La Stampa", Италия)
Джульетто Кьеза: Печальная республика Путина ("El Mostrador", Чили)