Статья российского министра иностранных дел Сергея Лаврова, опубликованная в лондонской Financial Times в прошлую среду, дала старт пропагандистской кампании против американских планов размещения объектов системы ПРО в Польше и Чешской Республике. Явно не смущаясь несостоятельностью своих аргументов, автор демонстрирует, что Россия вновь пытается диктовать свою волю соседним восточноевропейским странам, и оказывать влияние на союзников США в Западной Европе.
Лейтмотив статьи Лаврова выражается следующей фразой: 'Использование [европейского] континента кем бы то ни было в качестве своей стратегической территории не может считаться приемлемым'. Далее он называет американский план 'односторонним противоракетным проектом', который 'фундаментальным образом изменяет геостратегический ландшафт континента'.
К существу дела все это не имеет никакого отношения - налицо явная попытка увести дискуссию в сторону от простой и ясной цели проекта: создать минимальный оборонительный потенциал для защиты от ракет, которые в настоящее время разрабатывает Иран.
Далее министр иностранных дел говорит о 'законных' опасениях России в связи с возможностью развертывания Соединенными Штатами в будущем еще более мощных и технически передовых систем противоракетного оружия. И это мы слышим от представителя страны, в период 'холодной войны' на десятилетия превратившей весь мир в заложника своих гегемонистских планов!
По словам Лаврова, предлагаемое Москвой решение вопроса (читай: уловка) состоит в том, чтобы передать его в Совет 'Россия-НАТО' для обсуждения, в ходе которого должна быть полностью учтена 'реакция общественного мнения'. Другими словами, он хочет, чтобы проблема стала предметом широкой пропагандистской кампании, которой Москва воспользуется, чтобы затуманить суть дела.
В качестве следующего хитроумного, но несостоятельного аргумента гроссмейстер московской пропаганды заявляет, что 'никаких признаков реальной угрозы в настоящее время нет' (обратите внимание на слова 'в настоящее время'). Далее он высказывает предположение, что 'разговоры о наличии этих признаков могут сами собой превратиться в реальность'. Многие наверно заметят, что эта фраза будто напрямую заимствована из старого коминформовского набора аргументов, противоречащих всякой логике. От представителя страны, давшей миру немало великих шахматистов, можно было бы ожидать чего-то более убедительного.
Полет фантазии автора завершается предостережением, что 'европейская политика пойдет обратным курсом', и на континенте 'лишь прибавится линий размежевания'. Здесь содержится неприкрытая угроза использовать нынешний вопрос в русле уже известных аргументов Москвы об опасности, которую представляет для Европы расширение НАТО.
В стратегическом плане тот факт, что Кремль поднимает такой шум из-за американского военного присутствия в двух восточноевропейских странах, представляет немалый интерес. Этот шаг нельзя расценивать иначе как попытку шантажа Польши и Чешской Республики, напоминающей о тех временах, когда они еще были вассалами СССР.
Преподнося свою политическую позицию как элемент общеевропейской дискуссии, Москва не просто делает хитроумный ход - она пытается восстановить Россию в правах одной из ведущих держав, определяющих решение стратегических вопросов мирового значения. В этом заключается общий подтекст нынешней кампании. Характерно, что Сергей Лавров постоянно ставит Россию на одну доску с Евросоюзом и НАТО.
Подобные утверждения, предполагающие наличие баланса интересов между отдельным государством и международной структурой вроде ЕС, пусть даже они и отражают скорее надежду, чем реальность, представляют собой пример хитроумного использования семантических нюансов в качестве орудия пропаганды. Подобные лингвистические манипуляции - излюбленный инструмент Кремля, предназначенный как для внутренней, так и для зарубежной аудитории. С точки зрения путинской концепции российской демократии и сохранения за ним господствующих позиций в политической жизни страны очень важно, чтобы население считало Россию во всех отношениях равной другим обществам - особенно Западной Европе - независимо от того, соответствует ли это истине.
Пытаясь создать у россиян ощущение относительного спокойствия, нынешнее кремлевское руководство по сути стремится воссоздать централизованный контроль государства над обществом, всячески обыгрывая аспекты своей 'реформы по-советски', связанные с законностью и порядком.
С той же тщательно искаженной логикой Москва пытается внушить отечественной и зарубежной аудитории, что США активно пытаются нейтрализовать 'оборонительный' ядерный потенциал России. Превращение неуверенности и ощущения собственного несовершенства в наступательное пропагандистское оружие - элегантный стратегический маневр. Америке следует противодействовать ему с прежней энергией. Твой ход, Вашингтон!
Джордж Уиттман - член Комитета по борьбе с реальной опасностью (Committee on the Present Danger), один из основателей и первый председатель Национального института публичной политики (National Institute for Public Policy)
____________________________________________________
Россию просто надули ("The International Herald Tribune", США)
Говорим 'ПРО' - подразумеваем 'Россия', говорим 'Россия' - подразумеваем 'ПРО' ("Trybuna", Польша)