Недавно исполнилось четыре года с начала оккупационной войны в Ираке. Несмотря на гарантии мировому сообществу со стороны Дж. Буша, Аскара и Дурау Баррозу в том, что Ирак обладает оружием массового уничтожения и что, основываясь на этом, они развязали войну, сейчас достоверно известно, что Ирак не располагает оружием массового уничтожения. Но война продолжается. До настоящего момента никто из этих политических деятелей не высказал какого-либо раскаяния в связи с этим.
В Ираке не было оружия массового уничтожения, но был диктатор. И, по словам Дж. Буша, для строительства нового демократического Ближнего Востока было необходимо "распространять" демократию и заставить уважать права человека.
"Садам Хусейн был диктатором, совершил тяжкие преступления против курдов, шиитов, демократических и народных движений в Ираке, в особенности после войны с Ираном", - уверяли западные политики, которые в течение нескольких лет открыто или скрыто поддерживали политику Дж. Буша.
Новый Ближний Восток, по убеждению Буша, Кондолизы Раис и других руководителей США, нуждался в уничтожении диктатуры Саддама Хусейна и в торжестве демократии на тысячелетней арабской земле Ирака.
Далее сторонники оккупации развивают свою идею, утверждая, что экспорт демократии и прав человека возможен через военное вмешательство. А после победы достаточно назначить правительство, утвердить сроки проведения выборов и можно умыть руки, считая, что задача выполнена.
Но оккупация была не просто плохо воспринята местным населением, против нее начали сражаться. В сущности произошедшее было всего лишь подтверждением исторической аксиомы, которая заключается в том, что, когда совершается завоевание, ему оказывают сопротивление. Пусть завоеватели в тысячу раз сильнее с военной точки зрения, если население не встанет на их сторону... ничего сделать нельзя.
Прежде всего, необходимо понимать, что сегодня, в XXI веке, народы всего мира обладают колоссальными средствами защиты, начиная собственно с сопротивления и заканчивая солидарностью других народов.
Это очевидно всем. Иракский режим свергнут, ключевые политические деятели повешены, но ситуация в Ираке еще хуже, чем раньше. Доклады комиссии по правам человека ООН неутешительны: права человека соблюдаются еще меньше, чем во времена Саддама. Можете себе представить!!! До сих пор в нашей памяти хранятся фотографии, сделанные в Абу-Грэйбе, на которых запечатлены те ужасные вещи, которые совершались над арестованными. Данные о человеческих потерях устрашающие: "Лансет" насчитывает 600 тысяч погибших. Цифры расходятся, но по официальной информации со стороны США погибло около 3500 солдат.
Население живет в ужасных социально-экономических условиях. Даже нет постоянного обеспечения водой и газом. Более 60% населения - безработные.
Насилие достигло невиданного уровня. Ежедневно поступают новости о террористических актах и военных столкновениях. Атаки уже проводятся против резиденций ведущих политических лидеров и приближаются к месту проведения пресс-конференции Генерального секретаря ООН.
Уже никто не верит в возможность США одержать победу в этой войне. Тридцатитысячный корпус солдат прибыл в Багдад для снижения уровня насилия. Такова объявленная цель.
Иракское государство, которое раньше обеспечивало территориальную целостность страны, распадается. Интересы отдельных сообществ преобладают над интересами всей страны. Демократия кончается на границе между сообществами. Война является главной причиной этого исторического регресса.
Нет никаких сомнений, что аргументы в пользу войны были ложными, так как не существовало оружия массового уничтожения, а права человека соблюдаются сейчас не больше, чем до начала войны.
Стоит поразмышлять, в независимости от позиции, которую вы занимали в начале конфликта: возможны ли демократия и права человека в чистом виде и можно ли просто экспортировать их на острие штыка?
Случай Ирака будет, несомненно, подвергнут лабораторному анализу сегодня и завтра.
Права человека возникли в ходе исторического процесса, зародившегося на Западе в эпоху просвещения, французской революции и всего его дальнейшего развития. С исторической точки зрения, когда права человека утверждались на Западе, Ирак находился под обскурантистским игом Оттоманской империи, за пределами процесса индустриализации, происходившего на Западе.
Права человека, будучи универсальными, должны учитывать уровень социально-экономического и культурного развития различных обществ, которые в течение столетий жили под оккупацией, элиты которых немногочисленны и возникли позже, чем на Западе.
Права человека, будучи универсальными, должны учитывать уровень социально-экономического и культурного развития различных обществ, которые в течение столетий жили под оккупацией, элиты которых немногочисленны и возникли позже, чем на Западе.
Существует серьезная опасность того, что население может идентифицировать в этом столкновении, которое так нравится последователям Хантингтона, западные ценности с пренебрежением национальной культурой, национальным суверенитетом, к странам и народам. Именно на основе этой конфронтации и столкновения возникли и развиваются исламисты и Аль-Каида.
Возможно, внутри Ирака, в среде реформаторских движений и при поддержке международного сообщества возникнет сила, которая сделает выбор в пользу демократического развития.
В этом заключается один из важнейших уроков, который можно вынести из завоевания и оккупации Ирака.
Любая попытка насадить, даже огнем и мечом, в другой стране под каким бы то ни было предлогом тот образ жизни, условия для которого еще не созрели в самой стране, не даст результата и обречена на провал.
___________________________________
Четыре столпа процветания Америки ("The Financial Times", Великобритания)
Мир больше не пляшет под дудку Америки ("The Independent", Великобритания)