Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
Внезапно Украина встала перед еще одним решительным выбором: отправить в отставку правительство и парламент и провести новые выборы, или наблюдать за тем как страна шаг за шагом теряет свою независимость. Так же вновь появились разговоры о неистовом гражданском волнении. В этом не должно быть ничего удивительного, учитывая то, как наши коррумпированные правители систематически провоцируют региональную и этническую ненависть.
Некоторые говорят, что решение президента Виктора Ющенко, принятое им на этой неделе, об отставке правительства премьер-министра Виктора Януковича было незаконным. Они неправы: действия Ющенко были необходимы, потому что правительство Януковича, с явным нарушением закона, готовилось к удачному конституционному ходу, который лишил бы президента его последних контролирующих полномочий в вопросах армии и полиции. Президенту оставалось либо действовать сейчас, либо Украина вернулась бы к единовластию преступных кланов, которое существовало до нашей "оранжевой революции" 2004 года.
Я была не согласна с решением Ющенко назначить Януковича премьер-министром после прошлогодних парламентских выборов. Я знала, что для демократически настроенного президента сожительство (как говорят французы) с тем самым человеком, который стремился саботировать последние президентские выборы в Украине, должно было вызвать институциональный паралич и политический хаос. Так оно и случилось.
Но наибольший недостаток этого сожительства заключается в сокращении демократических процессов. Украинским демократам, которые одержали победу на тех выборах, отказывали в праве голоса и месте в правительстве. Ющенко добросовестно протянул руку своим противникам; взамен, правительственное соглашение, которое они заключили с Януковичем, было предано по всем пунктам, по которым только можно. Новое голосование восстановит демократический выбор и, таким образом, оживит нашу демократию.
Конечно, Европа и весь остальной мир правильно делают, что волнуются. Но Украина очень сильно изменилась со времен "оранжевой революции". Даже те европейцы, которые неверно полагают, что демократия не может легко пустить корни в постсоветских странах, должны признать, что наши люди теперь чувствуют себя в праве что-то менять. Страна, которая совсем недавно избавилась от одной диктатуры, вряд ли захочет попасть под влияние другой, построенной руками человека, который пытался сфальсифицировать президентские выборы 2004 года.
Экономический рост, начавшийся после "оранжевой революции", подкрепляет это нежелание, поскольку разрастающийся средний класс почти всегда предпочитает гибкость плюрализма вместо удара кулака авторитаризма. Всеобщие выборы, назначенные на 27 мая, помогут сохранить такое положение вещей.
Но опасность, c которой сталкиваются украинцы, является достаточно серьезной, она исходит от проблем - в особенности хрупких институтов и экономической дислокации - которые являются типичными для каждой молодой посткоммунистической демократии, а так же от некоторых собственных нестандартных проблем. Многие самые богатые граждане Украины, которые разбогатели благодаря клановому капитализму, являющемуся единственно возможным путем развития для Януковича, остаются непримиримыми в вопросе демократии в Украине. Искусственно созданное недовольство в русскоязычных областях Украины - которое получило такую центробежную тенденцию, с какой не сталкивалась ни одна другая европейская демократия - подкрепляет систему управляемой демократии, которая защищает их длительное хаотичное управление.
Десятилетие назад мир получил возможность узнать, что может произойти, когда этническое деление используется в зловещих политических целях. Югославия - это всего лишь миниатюрная версия того, что могло бы произойти в Украине, если тактика Януковича позволит довести этнические антагонизмы до точки кипения.
Однако единство Украины не искусственно. Совершенно естественно, что огромное большинство - даже среди российского меньшинства - демонстрирует поддержку независимости страны. Таким образом, было бы неправильно утверждать, что демократический центр в Украине не может удержаться.
Самым значимым и наиболее жизненным в нашей "оранжевой революции" было наделение наших людей демократическими полномочиями. В результате нечто значимое для постсоветской страны провозглашает основные признаки тех, кто требует, чтобы их свободы были сохранены: глубокое уважение к правовым нормам, которые являются лучшей проверкой на злоупотребление властью.
Наши люди понимают, что правительство Януковича - это не только политический яд. Оно так же стремится доминировать и ослабить всю экономику в целом. Существование какого-либо бизнеса невозможно без платы режиму за право на существование, поскольку Янукович своим кликом заявил, что в праве решать, кто и что должен делать, а так же где, когда и как.
Соседи Украины должны теперь помочь нам, предлагая поддержку и надежду. Европа должна послать ясный сигнал, что Украина, в отличие от Чехословакии для Невилла Чемберлена в 1938 году, является не каким-то далеким местом, о котором она мало знает, а скорее неотъемлемой частью европейского проекта.
В конце концов, Европейский союз - это, прежде всего, сообщество демократических государств: если Украина имеет право стремиться к членству, то ее олигархи и преступные политики, которые подрывают эту перспективу, должны столкнуться с гневом всех украинцев. Вся Европа нуждается в демократической Украине. Новые выборы, направленные на обеспечение нашей демократии, являются единственным путем вперед, как для нас, так и для увеличения интереса Европы к возможности наблюдать, как подлинная демократия пускает корни в странах бывшего Советского Союза.
Юлия Тимошенко - бывший премьер-министр Украины, в настоящий момент является лидером парламентской оппозиции.
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Ирина Сащенкова
______________________________
Россия взяла Януковича за горло ("Newsweek", США)
Чем пугает Ющенко? ("Украинская правда", Украина)