Жестокость, с которой были разогнаны две демонстрации, проходившие в эти выходные в Москве и Санкт-Петербурге, свидетельствуют об атмосфере нервозности, которая воцарилась в коридорах российской власти в преддверии выборов: парламентских в этом декабре и президентских в марте будущего года.
Представляется сомнительным, что разномастная коалиция под предводительством экс-чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова может представлять серьезную угрозу для режима, все более скатывающего к авторитаризму стараниями Владимира Путина, исполненного решимости вернуть России славу былых времен. Поскольку все телевизионные каналы и большая часть СМИ находятся под каблуком у властей, можно с трудом представить себе, каким образом демонстрация, собравшая нескольких тысяч человек, - событие, которому в России было уделено очень мало внимания - может представлять опасность для общественного порядка.
Полицейские дубинки и задержания только нагнетают атмосферу напряженности и ухудшают имидж России, ныне растрачивающей капитал доверия, которым она обладала в Европе.
Правда, Кремль не станет более покладистым собеседником из-за того, что его действия производят плохое впечатление на заграницу. Владимир Путин уже давно не стремится понравиться Западу, он с насмешкой относится к лекциям о благах демократии.
Безусловно, Россия - страна со своей собственной историей, принципами и путем развития. Все больше россиян, которых разочаровала эпоха Ельцина, когда хаос воцарился на развалинах коммунизма, начинают с сожалением вспоминать о советском строе и не желают пришествия демократии западного образца. Если бы народу дали слово, то многие бы высказались в пользу сильного государства, символом коего является Путин.
Поэтому гонения, которым подвергаются друзья Каспарова, не придадут им большей популярности в глазах большинства их соотечественников. Применение силы полицейскими не вызовет волны критики в сторону властей. Тем не менее, то, что Кремль так яростно реагирует на малейшее проявление оппозиционных настроений, выдает его странную слабость.
Не все из оппозиционеров, которых избивали дубинками на улицах Москвы и Санкт-Петербурга, принадлежат к числу экстремистов, состоящих на службе у заграницы, или опасных смутьянов, которые хотят импортировать в Россию 'оранжевую революцию', перетряхнувшую всю Украину. За восемь месяцев до парламентских и за год до президентских выборов, которые должны обеспечить передачу власти преемнику Владимира Путина, Кремль желает все держать под контролем и не оставляет оппозиции ни малейшего поля для маневра. Эта паранойя, кто бы ни являлся ее инициатором - властелин Кремля или его окружение - может породить опасность там, где ее и в помине не было. И она не должна в течение целого года определять политику такой страны, как Россия.
________________________________
Инакомыслие в России ("The Wall Street Journal", США)
Народ выходит на улицы, а Путин рассуждает о боевых искусствах ("The Times", Великобритания)
К перевороту готовы? ("Час", Латвия)
Вашингтон - Москва: бесполезная напряженность ("Le Figaro", Франция)