Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Если завтра грянет война...

Российские военные эксперты иначе оценивают фактор ПРО в Восточной Европе

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Невольно возникает вопрос, а способно ли высшее военное руководство России адекватно оценивать современные вызовы и угрозы, и, что самое главное, объективно информировать политическое руководство страны о военно-стратегической ситуации в мире?

Способно ли высшее военное руководство России адекватно оценивать современные вызовы и угрозы? Владимир Юшкин пишет о том, что намерение США построить в Чехии и Польше противоракетные базы вызывает недоверие в России и сеет дезинформацию.

На конференции Академии военных наук 20 января этого года начальник Генерального штаба Юрий Балуевский начал свое выступление словами: 'Меньше читайте газеты, не слушайте экспертов. Сильная армия - сильная Россия'.

Двумя неделями раньше 9 января генералу армии Юрию Балуевскому исполнилось 60 лет - предельный возраст пребывания генералов в армии. Однако Верховный главнокомандующий Владимир Путин продлил ему срок службы до января 2010-го.

В свое время назначение Балуевского начальником Генерального штаба вызвало противоречивые оценки в армейской элите. Ведь последняя строевая должность Балуевского в войсках была должность командира роты. После этого он занимал только штабные должности.

15 февраля этого года Верховный главнокомандующий назначил новым министром обороны Анатолия Сердюкова - человека сугубо штатского, который 15 лет торговал мебелью в Петербурге, а потом еще шесть лет до назначения министром занимался сбором налогов.

Невольно возникает вопрос, а способно ли высшее военное руководство России адекватно оценивать современные вызовы и угрозы, и, что самое главное, объективно информировать политическое руководство страны о военно-стратегической ситуации в мире?

Мнение профессионалов

После принятия решения о размещении элементов американской ПРО в Восточной Европе, президент Владимир Путин, министр иностранных дел Сергей Лавров и далее все кому не лень заявили об изменении военно-стратегической ситуации. А российские генералы заговорили о возможности одностороннего выхода России из договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, о нацеливании стратегических ракет на Чехию и Польшу.

Однако российские военные эксперты, которых призывал не слушать Юрий Балуевский, иначе оценивают фактор ПРО в Восточной Европе.

Александр Коновалов, президент Института стратегических оценок, считает, что размещение в Польше десяти систем для перехвата ракет на среднем участке траектории, так называемые Ground Based Interceptors (GBI), и радара для наведения на цели в Чехии реальной угрозы для России не представляет и существующий баланс сил не изменяет.

Дело в том, что российские стратегические ракеты, в условиях гипотетического противостояния Россия - США, будут запускаться по самой короткой траектории через Северный полюс, а не через Атлантику. Перехватчики же GBI в Польше 'вдогонку' поразить эти ракеты не смогут, потому что их скорости меньше, чем у баллистических ракет.

Кроме того, GBI предназначены для среднего участка траектории и могут работать только на дальностях от 1000 до 5000 км. Вот почему Турция, расположенная слишком близко к Ирану, не подходит для размещения там перехватчиков GBI.

Владимир Дворкин, действительный член Академии военных наук, бывший начальник 4-го НИИ Минобороны (планирование применения ядерного оружия) считает, что в нынешнем виде американская ПРО не представляет угрозы безопасности России даже в том случае, если противоракеты системы GBI с базы в Польше использовать против российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР) на начальном, разгонном этапе траектории.

Тем не менее российское военное руководство докладывает своему Верховному главнокомандующему и информирует политическую элиту о явной угрозе. Что это - полный непрофессионализм российского генералитета или сознательная дезинформация?

Для России опасен Иран

Посмотрим на проблему иначе. В настоящее время Иран имеет один из самых больших арсеналов ракетного оружия на всем Ближнем и Среднем Востоке. Радиус действия ракеты Shihab-3 по разным данным составляет от 1300 до 1700 км. Уже сегодня эти ракеты могут поражать цели на территории России южнее линии Ростов - Волгоград. Так что сегодня ракеты Ирана - это большая головная боль прежде всего для России, а не для США и даже Европы.

Казалось бы, в такой благоприятной обстановке, когда войска НАТО в Афганистане и войска США в Ираке защищают южные стратегические рубежи России от исламского фундаментализма, когда американская ПРО в Европе сможет прикрыть от атаки иранских ракет, когда действует совет Россия - НАТО, а США пока еще является стратегическим союзником Москвы по главным вызовам современности, российским генералам можно спокойно заняться решением насущных проблем в армии. Тем более, что проблем хватает.

Свое оружие устаревает

Качественное состояние ядерного оружия России оставляет желать лучшего, полагает Владимир Дворкин. Именно это в первую очередь должно вызывать озабоченность военно-политического руководства страны. Ведь 90% межконтинентальных баллистических ракет введены в боевой состав еще во времена СССР и стоят на дежурстве с постоянно продлеваемым ресурсом эксплуатации, значительно превышающим гарантийные сроки.

Престиж службы падает

По оценке Владимира Бухштаба, конструктора ракетных комплексов, темпы перевооружения ракетной группировки остаются очень низкими. Так, ракет 'Тополь-М' подвижного базирования смогли произвести в 2006 году в количестве всего трех штук. А ракет 'Тополь-М' шахтного базирования за шесть лет серийного производства смогли изготовить всего 52 штуки (менее десяти в год) при необходимых планах развертывания по 16-20 ракет в год.

Юрий Соломонов, директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники (главный разработчик российской ракетной техники) не раз публично говорил о развале системы оборонно-промышленного комплекса (ОПК) страны. Сегодня средний возраст работников ОПК составляет 54 года, а работников оборонных НИИ - 57 лет. Больше половины станков оборонных предприятий изношены на 100%. Треть предприятий ОПК - банкроты.

Состояние других видов и родов войск еще хуже, чем сил ядерного сдерживания.

По данным Общероссийского профессионального союза военно-служащих, на сегодняшний день около 100 тысяч офицеров 'стоят в очереди' на досрочное увольнение из Вооруженных сил.

Иначе говоря, каждый третий-четвертый офицер готов немедленно уволиться с военной службы.

На что рассчитывают министр обороны и начальник генерального штаба, чтобы обеспечить возможность 'одновременно вести борьбу в глобальном, региональном, а если потребуется - и в нескольких локальных конфликтах'? Может быть, на резерв Верховного главнокомандующего - Воздушно-десантные войска (ВДВ)?

Но, по данным службы информации и общественных связей ВДВ, в течение последних трех лет более 3 тысяч десантников досрочно прервали контракты. То есть из элитных войск ушел почти каждый четвертый профессионал.

Если российские генералы последуют указаниям Юрия Балуевского и перестанут читать газеты и слушать экспертов, они обязательно начнут всех пугать весьма странными ответами. Как, например, командующий Космическими войсками генерал-полковник Владимир Поповкин, который предложил размещать элементы российской ПРО на территории российских посольств в ряде стран.

Но мы-то с вами читаем газеты и очень внимательно слушаем российских экспертов. Поэтому мы не будем пугаться.

Печатается с сокращениями.

Владимир Юшкин - директор Балтийского центра исследований России

__________________________________________

Противоракетные шахматы ("The Spectator", Великобритания)

Ракетный бальзам на политические раны ("The New Republic", США)