Ложью вывести Польшу из себя, опорочить ее в глазах Европы, врезать сварливой преступнице, которая указывает другим на их грехи, хотя и у самой совесть нечиста. Российская пропаганда вновь прибегла к антипольской риторике.
Цель - ухудшить образ Польши на Западе и нанести ущерб польским инициативам в области восточной политики. В более широком смысле - дискредитировать Варшаву повсюду и любыми средствами. В том числе, разыгрывая освенцимскую карту.
Историческое поле кажется Москве неизменно удобным инструментом ведения 'пропагандистской войны'. И оно останется таковым до тех пор, пока российские власти будут отстаивать сталинский тип исторического мышления и не осмелятся осудить кровавый режим. Однако этот день наступит нескоро - в пропаганде и изобразительных искусствах, используемых в целях пропаганды, как ни в чем не бывало идет обеление Сталина и его правления.
По лестнице вниз
Явно антипольские материалы о якобы закрытой российской экспозиции в Аушвице появились в российских СМИ как по команде. Был использован тот же самый механизм, что во всех предыдущих кампаниях, нацеленных против Польши. И не ее одной - подобной немилости Кремля также заслужили латыши, эстонцы и грузины.
Ровно три года назад историческая политика стала одним из основных инструментов борьбы с Польшей на идеологическом фронте. Тогда Варшава четко сформулировала проевропейское направление развития, вступила в Европейский Союз, а ранее - в НАТО (что тоже вызвало бурю возмущения российских политиков и комментаторов).
Тогда во многих квазиисторических публикациях на страницах российской прессы и прокремлевских сайтах Армия Крайова представлялась фашистской силой, которая не сражалась с немцами, а всю войну только и ждала момента, чтобы вступить в бой с Красной Армией-освободительницей. Очернялся образ героев варшавского восстания, жертвам Катыни отказывали в почестях. Еще тогда в российскую публицистику вернулся мотив отказа нести ответственность за катынское преступление, который теперь повторяется все чаще - выражаются сомнения в участии НКВД, а его исполнителями называют гитлеровцев. Наконец, поляков упрекали в неблагодарности за кровь, пролитую советскими солдатами на польской земле.
На рубеже 2004 и 2005 гг. поводом к очередной волне истерической критики стало участие представителей Польши в разрешении кризиса вокруг выборов на Украине (напомним, что тогда Россия и лично президент Путин оконфузились, поддержав кандидата, который сначала сфальсифицировал, а потом - проиграл выборы). По мнению Кремля, Польша должна была понести наказание за свою независимость и помощь другим в обретении независимости.
Год спустя дело не ограничилось недружественными публикациями - летом в Москве были избиты польские дипломаты и журналист (это явно было политическим ответом на избиение детей российских дипломатов хулиганами в Варшаве), а осенью было введено иррациональное эмбарго на польское мясо.
Еще большее бешенство российских политических элит и послушных СМИ вызвало вето Польши накануне хельсинского саммита Россия-ЕС в конце прошлого года. Во-первых, Польша сделала российское эмбарго делом всего сообщества, а, во-вторых, заблокировала начало переговоров о новом рамочном соглашении, регулирующем отношения между Россией и ЕС.
С того времени Кремль старается при каждом удобном случае и пользуясь разнообразными инструментами показать Польшу в кривом зеркале пропаганды. Демонстрация отвращения к польской котлете стала любимым занятием российских политиков, особенно, при контактах со странами ЕС.
Противоречий добавляют интерпретация плана строительства газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря и стремление Польши к диверсификации источников энергии. Теперь к этому прибавились планы размещения на территории Польши американской системы противоракетной обороны.
Кроме того, антипольские пропагандистские акции хорошо продаются на внутреннем рынке. Они вписываются в стимулируемые властью ксенофобские настроения и гармонируют с атмосферой осажденной крепости, которую нужно защищать от посягательств внешних врагов. 'Все против нас, потому что мы великие, но правы мы!' - такое послание несут СМИ обществу.
А единственная правда - та, которую спускают сверху, которая служит строительству имперского фасада и убежденности в том, что 'суд судом, но справедливость должна быть на нашей стороне '. На фасаде нет места покаянию за грехи, признанию ошибок, осуждению тех чудовищных фактов из прошлого, которые по сей день препятствуют взаимопониманию.
Более того, по заказу центра создаются фильмы и сериалы, призванные приучить зрителя к мысли о том, что сталинские времена были не так плохи. В них показано, как писала 'Новая газета', что 'та людоедская эпоха, когда жестокий режим проворачивал через мясорубку миллионы людей, была не так уж страшна, ведь люди как-то жили, любили, рожали детей, а все так переплелось, что сложно найти виновных в преступлениях, которые тогда совершались (а, может, и не совершались). Зритель, который не помнит те времена, просмотрев сериал, убежден, что теперь он узнал все о минувшей эпохе, полюбил ее и испытал ностальгию. Ни малейшего стимула к рефлексии. Создатели фильма подают готовые блюда на золотом подносе. Например: Сталин был человеком (критически настроенного зрителя, который хоть что-то знает о деятельности Вождя Народов, тошнит от этого, как от запаха человеческой крови, но быдло смотрит бесстрастно, принимает это видение и миф о человеческом лице преступника)'.
Не все
Некоторых действительно тошнит.
Известная российская писательница и публицистка Юлия Латынина сатирически представила способ реализации внешней политики российскими властями: 'Самое неприятное в российской внешней политике - это ее инфантильность. Рассказали президенту под горячую руку об избитых посольских детях - президент обиделся. Да так сильно, что в Москве стали избивать польских дипломатов. Стратегических последствий этих избиений никто даже не подумал просчитывать.
Представьте себе мальчишку-двоечника. Соседу справа он подложил кнопку на сиденье. У соседа слева порвал тетрадку во время контрольной. Еще одну девочку из класса он притиснул на переменке в туалете, хотел поцеловать, но она отбивалась, он сунул ей ножик к горлу и сказал: 'Нажалуешься, сука, убью'. Сука нажаловалась. Мальчишку вызвали к директору, чтобы он объяснил свое поведение, и он объясняет:
- Я хочу дружить со всеми. Они все жабы. Козлы поганые. Сосед справа подложил мне кнопку, сосед слева порвал тетрадку. А вот эта жаба врет, что я к ней приставал, она сама хотела мне дать, да я не стал, потому что у нее сифилис. Но я очень миролюбивый мальчик и хочу со всеми дружить. А эти козлы дремучие, суки позорные, жабы зеленые, почему-то ко мне проявляют враждебность'.
По мнению Латыниной, именно таков смысл последнего доклада российского МИДа, в котором содержатся указания для дипломатии. В этом документе каждый дипломат найдет рекомендации по налаживанию отношений с Западом, и не только. Но, видимо, еще больше там говорится о том, как подложить кнопку, порвать тетрадку и прижать к стене.
Российские СМИ об Аушвице
3 апреля газета 'Коммерсант' поместила статью под заголовком 'Поляки освободили Освенцим от советской экспозиции', в которой сообщала, что в музее Аушвиц-Биркенау закрыта российская выставка, а польская сторона увязывает ее возобновление с признанием российской стороной оккупации территорий Польши Советским Союзом.
Между тем, выставка была закрыта три года назад - по просьбе российской стороны. Новый проект не был утвержден Международным освенцимским советом в связи с неточностями, допущенными в некоторых фрагментах экспозиции (речь идет о том, что польские граждане, проживавшие на территориях, занятых в 1939 г. Советским Союзом в соответствии с пактом Молотова-Риббентропа, названы советскими гражданами).
Статья 'Коммерсанта' спровоцировала волну публикаций в других СМИ. Большинство повторяло неточности и неправду из этой статьи, приправляя их эмоциональными комментариями ветеранов, политиков, публицистов - большей частью оскорбительными для Польши и поляков.
Все это было призвано создать такое впечатление, что Варшава приступила к плановой ревизии истории Второй мировой войны, цель которой - принизить роль СССР в победе над фашизмом. Намекалось на то, что необоснованное закрытие российской экспозиции в освенцимском музее - это антироссийская акция, инспирированная польскими властями. Более того, цинично использовались реваншистские мотивы: раз Польша требует признания советской оккупации восточных земель, то пусть отдаст Германии земли на западе, которые она получила в подарок от СССР.
На этом фоне отличились публикации правительственной 'Российской газеты', в которой Ариадна Рокоссовская дала слово польской стороне и пыталась честно выяснить недоразумения.
Неизвестно, случайно это или нет, - но с 'освенцимской кампанией' совпала по времени важная публикация общества 'Мемориал' о жертвах сталинского режима, о сталинских лагерях для непокорных.
Однако о них национальных российских выставок не делают
* Аллюзия на польский послевоенный лозунг 'Niech zyje nam towarzysz Stalin, co usta slodsze ma od malin' - 'Да здравствует товарищ Сталин, чьи уста слаще малины' (Вернуться к тексту статьи)
* 'Суд судом, но справедливость должна быть на нашей стороне' - цитата из известного польского фильма 'Sami Swoi' (Вернуться к тексту статьи)
_______________________________________________
Жители 'кресов' не были гражданами СССР ("Rzeczpospolita", Польша)
Россия - это курьез ("Gazeta Wyborcza", Польша)