Tuesday, April 17, 2007; A20
В годы горбачевской гласности на Пушкинской площади в центре Москвы проводились эпохальные митинги против советских репрессий. В субботу Гарри Каспаров, чемпион мира по шахматам, ставший лидером оппозиции, был задержан после неудачной попытки марша по исторической площади. Вместе с ним за решеткой оказалось около 200 других оппозиционеров. На следующий день власти схватили организатора митинга в Санкт-Петербурге, не успевшую встретиться со своими единомышленниками, 120 из которых также были арестованы. Что им инкриминируется? Участие в несанкционированной акции протеста, нарушение правил дорожного движения и - самое фарсовое обвинение - 'антиконституционные' заявления.
В последние несколько недель движение 'Другая Россия', объединяющее под своей эгидой разрозненные группы, находящиеся в оппозиции к Кремлю, организует такие демонстрации по всей России, несмотря на то, что власти всячески препятствуют их проведению. Акции протеста, состоявшиеся в минувшие выходные в двух крупнейших городах страны, должны были стать самыми масштабными. В результате, в субботу на улицы Москвы вышло около 2000 человек, которых встретили 9000 милиционеров и военнослужащих внутренних войск. В воскресной демонстрации в Санкт-Петербурге участвовало еще 3000 человек. В обоих городах протестующих избивали дубинками.
Казалось бы, президент Владимир Путин сохраняет в России свою популярность. При нем в стране начался впечатляющий экономический рост. Так почему же он столь напуган, почему он не разрешает нескольким тысячам оппонентов мирно собраться в центре Москвы? Как это ни странно, причина тому может быть в успехе, достигнутом им в удушении свобод в стране. СМИ заткнули рот, выборы во многих регионах отменены, нормальные механизмы, посредством которых в здоровом обществе люди изъявляют свои желания и претензии, исчезли. В результате, не исключено, что настроения в обществе Путин оценивает лишь на основе докладов своих бывших коллег по КГБ, а это может стимулировать паранойю.
В ответ на избиение безоружных студентов полицейскими дубинками американские и европейские лидеры выразили - в той или мере - свое негодование. Пресс-секретарь Белого дома Дана Перино (Dana Perino) назвала реакцию российских властей 'излишне жесткой' и 'неприемлемой', а официальный представитель государственного департамента отметил: 'Это ставит вопрос о том, могут ли эти оппозиционные партии, эти оппозиционные лидеры свободно и мирно выражать свое мнение в контексте конкурентных выборов'. К сожалению, данный инцидент не ставит этот вопрос, а дает печальный и очевидный ответ.
_____________________________________
Российская паранойя ("Le Figaro", Франция)
Инакомыслие в России ("The Wall Street Journal", США)