Против PwC, бывшего аудитора "ЮКОСа", затевается политическое дело с уголовными обвинениями
Девятого марта российская полиция без предупреждения провела обыск в одном из московских офисов, конфисковав несколько коробок с документами. Подобные сцены были привычны еще три года назад, когда власти занимались расследованием налогового дела против нефтяного гиганта "ЮКОСа" и его главы Михаила Ходорковского. Однако на этот раз российский олигарх был уже ни при чем. Обыск проводился в штаб-квартире московского отделения аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) - одной из 'большой четверки' бухгалтерских фирм мира.
Обыск в офисе PwC - очередной признак сложных отношений между российским государством и бизнесом. Полиция пришла к PwC через четыре месяца после того, как московский суд приговорил аудиторов к штрафу в размере 15 миллионов долларов за недоплаченные налоги вплоть до 2002 года. Сегодня предметом расследования стала возможность предъявить компании уголовные обвинения - а это уже означает, что кое-кто из руководителей PwC может сесть за решетку. Двадцатого марта еще один местный суд заключил, что в 2002-2004 годах PwC делала для "ЮКОСа" фальшивые аудиторские отчеты. В результате "ЮКОС" за эти годы получил на 27 миллиардов долларов налоговых претензий, а Ходорковский - тюремный срок. Суд назвал PwC 'практически участником незаконных налоговых схем', практиковавшихся в "ЮКОСе", и конфисковал 645 тысяч долларов из денег, полученных компанией за аудиторские услуги.
PwC отрицает, что нарушала российские законы, и подает апелляцию.
- Мы считаем, что действовали в соответствии с лучшими принципами нашей профессии и в тот момент времени делали разумные заключения, - подчеркивает Майкл Л. Кубена (Michael L. Kubena), управляющий партнер PwC в Москве.
В настоящее время компания ждет решения о возобновлении лицензии на аудиторскую деятельность, которое ожидается в мае.
Что это - начало новой тотальной войны? Скорее всего, нет.
- К таким ситуациям мы относимся как к неотъемлемой части бизнеса в этой стране, говорит Роджер Маннингс (Roger Munnings), гендиректор компании KPMG в России.
Большинство специалистов связывает постигшие PwC неприятности с ее работой на "ЮКОС": дело, которое завели в России против этой нефтяной компании, привлекло внимание во всем мире, и многие аналитики посчитали его политическим, поскольку в Кремле боялись влияния Ходорковского. Обвинения против PwC совпали по времени с завершающим ударом по "ЮКОСу", последние активы которого сегодня распродаются с аукциона. Кроме того, в феврале прокуратура предъявила бывшим руководителям "ЮКОСа" новые обвинения.
- Речь идет о единичном случае, а не о нападении на весь рынок аудиторских услуг, - считает Агван Микаэлян, заместитель генерального директора компании 'Финэкспертиза'.
И все же бухгалтеры и юристы обеспокоены последствиями новых шагов правительства, направленных на ужесточение финансового контроля. Они говорят, что у российских властей проявляется все более сильная склонность к тому, чтобы без каких-либо юридических оснований требовать у компаний конфиденциальную информацию о клиентах. Аудиторы, кроме того, боятся, что вскоре будут приняты поправки в законодательство, по которым они будут обязаны отсылать в Центральный Банк информацию о подозрительной деятельности своих клиентов.
- Такое впечатление, что правоохранительные органы хотят, чтобы мы делали за них их работу, - говорит Юлия Емельянова, партнер в российской бухгалтерской компании 'БКР-Интерком-Аудит'.
Другая проблема заключается в переменчивости российских законов. В то время, когда PwC делала аудиторские отчеты для "ЮКОСа", использование оффшорных зон и других схем минимизации налогов в России было широко распространено, и в законе об этом говорилось довольно расплывчато. Подобные схемы лишь впоследствии были объявлены незаконными, после чего суды начали выносить по ним приговоры задним числом. В результате пошли разговоры об избирательном применении законов. Побывавший недавно в Москве министр торговли США Карлос М. Гутиерес (Carlos M. Gutierrez) тоже не упустил случая призвать суд проявить справедливость по отношению к PwC.
Для российского отделения компании это весьма слабое утешение, однако если лицензию восстановят, то с ней быстро восстановятся и позиции PwC на рынке. PwC - аудитор номер один в России, у нее две тысячи клиентов, за прошлый год доходы компании выросли на 16 процентов и составили 215 миллионов долларов. Как утверждает Кубена, 'бизнес идет невероятно хорошо'.