Окончание 'холодной войны' не положило конец геополитическим играм. Судя по заявлениям российской Госдумы о том, что Вашингтон, размещая 10 противоракет в Польше и радар в Чешской Республике, тем самым возвращается к историческому прошлому, 'холодная война', действительно, может возобновиться, хоть и в несколько сокращенном варианте. Американцы, в свою очередь, утверждают, что система ПРО предназначена для противодействия иранским баллистическим ракетам. Обе стороны 'делают из мухи слона'.
Создание нескольких баз ПРО в Восточной Европе вряд ли сможет нейтрализовать российский ядерный арсенал в регионе, тем более, что эффективность технологий ПРО еще не доказана. С другой стороны, наличие у Ирана баллистических ракет дальнего радиуса действия также подвергается сомнению, так что необходимость организации противодействия им представляется преждевременной. За этими скрытыми играми стоит стратегическое противостояние двух великих держав, и Москва, по всей видимости, уязвлена размещением американских ракетных баз в Восточной Европе, которую она считает частью своей сферы влияния.
Опасения по поводу полномасштабной 'холодной войны' с приведением ядерных сил в состояние повышенной боевой готовности сильно преувеличены. Между Россией и США уже не существует каких-либо значимых идеологических споров, - Москва в последнее время, возможно, и взяла авторитарный курс, однако США относятся к этому довольно толерантно, - и к тому же, Россия постепенно интегрируется в мировую экономику. Однако военно-промышленные комплексы все еще существуют в обоих государствах, а растущие цены на нефть и газ превратили Россию из страны-должника в государство, стремящееся использовать торговлю энергией в качестве источника влияния. Американский военно-промышленный комплекс показал, что мир после 'холодной войны' рассматривался (США) скорее как объект американского влияния, нежели как равноправного сотрудничества с другими государствами.
Эта тема, которая практически не озвучивалась в годы Клинтона, была в полной мере раскрыта в доктрине Буша, отстаивающей военную мощь США. В результате Москва почувствовала себя ущемленной и выбрала жесткий курс во внешней политике, запугивая своих соседей новым своеобразным оружием - энергоресурсами. Если Вашингтон продолжит проводить политику, направленную на утверждение единоличного господства, это подтолкнет Москву к созданию блока с Пекином и, возможно, Тегераном, который попытается использовать Европу в качестве клина. Однако лучшим вариантом было бы допустить Россию в НАТО, а также рассмотреть возможность принять ее в члены ЕС.
Перевод: Нарине Празян
_______________________________
Противоракетные шахматы ("The Spectator", Великобритания)
Вашингтон - Москва: бесполезная напряженность ("Le Figaro", Франция)