April 17, 2007; Page A1
Как лоббисты помогают бывшим советским людям открывать нужные двери, пользуясь услугами известных вашингтонских личностей, и убеждать инвесторов
Бывший директор Федерального бюро расследований США Уильям Сешнс (William Sessions) как-то вынес свой приговор поднимавшей в те годы голову российской мафии. 'Мы можем победить организованную преступность', - заявил он, выступая в 1997 году на московской конференции по проблемам безопасности.
Сегодня господин Сешнс работает адвокатом у одного из самых разыскиваемых ФБР людей - Семена Могилевича. Этот родившийся на Украине россиянин является, как говорят люди из ФБР, одной из самых влиятельных фигур в мире организованной преступности России.
Сешнс пытается заключить сделку с министерством юстиции США от имени своего клиента, которого обвиняют в рэкете, и который выступает в качестве ключевой фигуры в расследовании энергетических сделок между Россией и Украиной, проводимом министерством.
Сегодня немало видных людей из внутреннего вашингтонского круга зарабатывает большие деньги, представляя интересы довольно сомнительных клиентов из бывшего Советского Союза.
Известные бизнесмены (некоторые из них обвиняются в совершении преступлений), а также высокопоставленные политики из бывшего СССР буквально толпятся в очереди за получением помощи в уголовных делах, в защите их коммерческих интересов, а также за консультациями. Эти лица, многие из которых создали целые состояния в настежь открытые 90-е годы, когда разваливался Советский Союз, нанимают знающих людей из Вашингтона, чтобы те занимались восстановлением их репутации на Западе, а также убеждали инвесторов и регулирующие органы в том, что они глубоко привержены принципам добросовестного корпоративного управления.
Сомнительные зарубежные клиенты - не новинка для поставленного на промышленную основу вашингтонского лобби. Так, Джек Абрамофф (Jack Abramoff), которого в прошлом году обвинили в мошенничестве и взяточничестве, представлял клиентов в Пакистане и России, а бывший президент Либерии Чарлз Тейлор (Charles Taylor), ожидающий суда по обвинению в военных преступлениях, одно время имел собственного лоббиста в Вашингтоне.
В последние годы за помощью в американскую столицу обращается все больше и больше высокопоставленных чиновников и промышленников из бывшего Советского Союза. Многие из них играют все возрастающую роль в глобальной экономике, силой устанавливая свой контроль над огромными энергетическими ресурсами и прочими полезными ископаемыми Евразии. Все они также имеют существенное политическое влияние у себя дома. А благодаря этому они - и соответственно, их американские консультанты - становятся ключевыми игроками в усилиях Запада по продвижению региональной стабильности.
Немного свежих примеров.
За вознаграждение в 560000 долларов бывший лидер сенатского большинства и кандидат в президенты от республиканцев на выборах 1996 года Боб Доул (Bob Dole) помог одному обвиненному конкурентами во взяточничестве российскому миллиардеру получить в 2005 году визу для посещения США. Были и другие услуги.
Влиятельный член российского кабинета министров и близкий соратник президента Владимира Путина Леонид Рейман пользуется услугами вашингтонского консультанта по организации общественного мнения. В США федеральные власти проводят расследование в отношении Реймана, которого обвиняют в отмывании денег. Он также ведет длительную битву с московской многопрофильной компанией 'Альфа' за контрольный пакет акций российской телекоммуникационной империи. 'Альфа' заплатила влиятельной лоббистской фирме Barbour Griffith & Rogers, которая была основана губернатором штата Миссисипи Хейли Барбуром (Haley Barbour), почти 2 миллиона долларов в качестве гонорара за лоббирование ее интересов.
Бывший советник Доула во время его предвыборной кампании Пол Манафорт (Paul Manafort) давал консультации украинскому бизнесмену-миллиардеру из сферы металлургии и его близкому политическому союзнику - премьер-министру Украины Виктору Януковичу. Янукович, выступающий за более тесные связи с администрацией Путина, ведет длительную борьбу за власть с прозападным президентом Украины Виктором Ющенко.
В некоторых случаях истории о том, как эти клиенты из бывшего СССР накопили свои состояния, носят довольно запутанный характер. Точно так же не всегда понятно, из каких источников, в каких целях и в каких размерах они оплачивают услуги своих вашингтонских консультантов. Например, в 2005 году украинский политик Юрий Бойко использовал одну компанию-пустышку из района Карибского моря, чтобы заплатить вашингтонскому лоббисту за организацию встреч с высокопоставленными республиканцами.
Бойко, являющийся в настоящее время министром энергетики Украины, был главным архитектором газовых сделок между Россией и Украиной, расследованием которых занимается сейчас американское министерство юстиции, пытаясь найти связи с клиентом-мафиози господина Сешнса. По словам Бойко, гонорар в 98000 долларов был выплачен возглавляемой им маленькой политической партией. Карибская фирма Annex Holdings, платившая лоббисту Бойко, также имела свою долю от газовых сделок, что подтверждается корпоративными отчетами.
Порой лоббисты пытаются закамуфлировать даже имена своих клиентов, делая это вопреки требованиям федеральных законов. В них ясно указывается, что лоббисты не имеют права скрывать личности клиентов, получая гонорары от посредников. Видный вашингтонский юрист Жан Баран (Jan Baran), специализирующийся на вопросах этики и нравственности, говорит, что без таких правил 'у нас окажется лишь кучка подставных организаций, которые будут называть себя клиентами лоббистов и лоббистских фирм'.
Так, в 2004 году британская подставная компания под названием Foruper Ltd., не имевшая ни активов, ни сотрудников, заплатила Barbour Griffith 820000 долларов. Эту компанию создал юрист, готовивший сделки по закупкам природного газа, расследование которых проводит в настоящее время министерство юстиции США. Сторона обвинения расследует, не было ли связей между основавшим Foruper юристом и клиентом Сешнса Могилевичем.
В своих показаниях представители Barbour Griffith заявили, что гонорар был выплачен за 'развитие сотрудничества и финансовых связей между Восточной Европой и Западом'.
В 2002-2003 годах организация под названием 'Friends of Ukraine' ('Друзья Украины') заплатила Barbour Griffith 320000 долларов. Налоговые записи показывают, что эта организация, которая больше не существует, размещалась прямо в офисе Barbour Griffith в Вашингтоне. Ее председателем был партнер фирмы Лэнни Гриффит (Lanny Griffith). Сам Гриффит в электронном письме сообщил, что его фирма принципиально не обсуждает вопросы, связанные с клиентами. Но он тут же добавил, что Barbour Griffith 'добросовестно соблюдала' законы, касающиеся раскрытия информации о клиентах, интересы которых она отстаивала.
Barbour Griffith погрязла в юридической схватке с компаньонами российского министра Реймана, чей вашингтонский советник по имени Марк Д'Анастасио (Mark D'Anastasio) был в прошлом репортером Wall Street Journal. Д'Анастасио заявляет, что однажды оказал дружескую услугу Рейману, но сам он на него не работает.
Федеральное законодательство уже давно предписывает гражданам, выполняющим лоббистские и пиаровские функции для иностранных клиентов, регистрироваться в соответствующих органах. Однако сведения, содержащиеся в регистрационных заявках, зачастую дают лишь смутное представление о том, какую именно работу они делают.
К примеру, г-н Доул зарегистрировался в Сенате как лоббист, работающий на российского миллиардера Олега Дерипаску. Он заявил, что его деятельность связана с 'визовой политикой и процедурами Госдепартамента США'.
Г-н Дерипаска, имеющий тесные контакты с Кремлем, после 'алюминиевых войн' 1990-х фактически монопольно контролирует производство алюминия в России.
Конкуренты давно уже одолевают г-на Дерипаску исками в американских и британских судах, заявляя, что он сколотил состояние за счет подкупа, шантажа и насилия. Эти обвинения - сам он их отрицает - ни разу не подтверждались фактами, и уголовных дел против Дерипаски не заводилось. Однако они не один год служили для Госдепартамента основанием, чтобы отказывать ему в визе.
В 2003 г., согласно отчетным документам о лоббистской деятельности, российский промышленник выплатил юридической фирме г-на Доула Alston & Bird 300000 долларов. После этого, как утверждают информированные источники, г-н Доул начал убеждать американских чиновников, что его клиент не преступник, а его деловые операции носят прозрачный характер. В 2005 г. Госдепартамент изменил позицию, выдав г-ну Дерипаске визу. Впоследствии, согласно той же отчетности, он выплатил г-ну Доулу и его фирме еще 260000 долларов.
От осведомленных людей нам стало известно, что в 2005 г. г-н Дерипаска побывал в Вашингтоне; посещал он США и в прошлом году. Г-н Доул и представительница пресс-службы Госдепартамента отказались комментировать ситуацию. Саймон Мойс (Simon Moyse), официальный представитель г-на Дерипаски в Лондоне, заявил, что в настоящее время у бизнесмена есть многократная американская виза. Приводить какие-то детали или представить документальные подтверждения относительно визы г-на Дерипаски он не пожелал.
Бывший политсоветник Доула Манафорт и Брюс Джексон (Bruce Jackson), ранее занимавшийся сбором средств на его предвыборные кампании, получали гонорары и пожертвования от украинского миллиардера Рината Ахметова - политического покровителя премьер-министра Виктора Януковича.
Манафорт и Джексон играли важную роль в организации недавнего визита украинского премьера в Вашингтон, в ходе которого Янукович встречался с высокопоставленными американскими чиновниками, в том числе вице-президентом Диком Чейни (Dick Cheney). Компания, контролируемая г-ном Ахметовым в 2005 г. пожертвовала 300000 долларов правозащитному благотворительному фонду, которым руководят г-н Джексон и его жена - об этом свидетельствует документ Налоговой службы США, с которым ознакомился корреспондент Wall Street Journal. По словам г-на Джексона, он благодарен фирме за поддержку.
Г-н Манафорт - он не зарегистрировался в качестве консультанта украинского лидера - давать комментарии отказался.
Клиенту Сешнса г-ну Могилевичу в Филадельфии предъявлено обвинение из 45 пунктов в рэкете и отмывании денег, а также организации аферы с акциями через сложную систему подставных компаний в Европе. По словам осведомленных источников, Министерство юстиции также изучает вопрос о возможной причастности г-на Могилевича к недавней серии многомиллиардных газовых контрактов между Украиной и российским газовым гигантом ОАО 'Газпром'. Расследование ведет Отдел Минюста по борьбе с организованной преступностью и рэкетом.
Как утверждают люди, знакомые с ситуацией, недавно г-н Сешнс обратился к бывшим коллегам из Минюста с необычным предложением: г-н Могилевич готов поставлять США разведданные об исламистских террористах, если прокуратура начнет с ним переговоры относительно урегулирования его правовых затруднений в США. По словам адвокатов и других лиц, информированных об этом вопросе, федеральная прокуратура отклонила предложение.
Фирма г-на Сешнса и сотрудник пресс-службы Министерства юстиции отказались комментировать ситуацию.
Посредником в этом деле выступал известный вашингтонский эксперт по проблемам безопасности Нил Ливингстон (Neil C. Livingstone), чье имя ненадолго попало в заголовки новостей в 1980-х гг., во время скандала 'Иран-контрас' : тогда он занимался противодействием терроризму вместе с сотрудником Белого дома Оливером Нортом (Oliver North). Он отказался комментировать историю о переговорах с Могилевичем, заявив лишь, что они были связаны с 'очень деликатными вопросами'.
До недавних пор г-н Ливингстон возглавлял вашингтонскую фирму Global Options, занимавшуюся вопросами корпоративной безопасности (он же был и ее основателем). Сейчас он переместился в консультативный совет при этой компании. Большинство клиентов фирмы, по словам ее представителей 'действуют в России и странах Карибского бассейна'.
В прошлом Global Options приходилось иметь дело с российскими бизнесменами. По словам г-на Ливингстона, в 2004 г. лоббистская фирма Barbour Griffith 'свела' Global Options с корпорацией Highrock Holdings, зарегистрированной на Кипре. Highrock контролирует украинский бизнесмен Дмитрий Фирташ; он признает, что ранее одним из главных акционеров фирмы была жена г-на Могилевича.
В 2003-2005 гг. г-н Фирташ выступал в роли посредника при заключении нескольких многомиллиардных контрактов между 'Газпромом' и правительством Украины. Результатом стал солидный куш, полученный Highrock - и критика тогдашнего американского посла в Киеве, заявлявшего, что сделки носят непрозрачный характер.
Г-н Ливингстон утверждает, что в 2004 г. Highrock наняла Global Options, чтобы та помогла ей получить федеральный сертификат на соответствие требованиям безопасности для пассажирских самолетов, которые она намеревалась экспортировать в Центральную Азию.
Однако в исковом заявлении, которое GlobalOptions недавно подала на Highrock за неоплату услуг, фирма утверждала, что г-н Фирташ нанял ее для проведения некоей 'особой операции' в интересах одного украинского государственного чиновника. После оплаты счетов стороны прекратили разбирательство, однако иск, поданный в Окружной суд округа Колумбия, до сих пор не отозван.
Сотрудник пресс-службы г-на Фирташа заявил: 'Нам ничего не известно о компании под названием Global Options', и добавил, что его патрон прервал все отношения с г-ном Могилевичем еще несколько лет назад.
* * *
* Речь идет о нелегальных поставках американского оружия Ирану в середине 1980-х гг., и финансировании на вырученные средства повстанцев, сражавшихся против левого правительства Никарагуа. Подполковник Оливер Норт, заместитель руководителя аппарата Совета национальной безопасности, играл важную роль при осуществлении этих сделок. (Вернуться к тексту статьи)