Сейчас уже установлено, что произошедшее в понедельник массовое убийство в Вирджинском политехническом университете унесло больше жизней, чем любая подобная трагедия в истории США. Погибло тридцать три человека: студенты, сотрудники вуза и сам убийца. Это престижное учебное заведение поставило страшный рекорд, а его последствия будут неизбежно гораздо значительнее объявленного на этой неделе траура.
Родственники тех, кто погиб в школе Колумбины восемь лет назад, рассказали, что кровавая бойня в студенческом городке оживила их кошмарные воспоминания и невосполнимое чувство утраты. Город Блэкберг напрасно будет пытаться избавиться от дурной славы места, связанного с массовым убийством. Этот безмятежный рай в Голубых горах уже никогда не станет тем, чем он был раньше.
Все мы можем быть уверены в одном: обстоятельства этих убийств будут тщательно расследованы. Несмотря на все те недостатки, которые мы периодически находим в политике этой страны, Соединенные Штаты Америки - это одно из самых открытых обществ в мире. Уже зазвучали самые первые, необходимые и практические вопросы, и задаются они безжалостно. Достаточно ли правильно была проведена полицейская операция? Почему после первых двух убийств не был оцеплен студенческий городок, не были введены ограничения на передвижения? Почему студентов не оповестили об опасности?
Все эти вопросы крайне важны, но в этой связи следует сделать пару замечаний. Первое состоит в том, что стрельба с одним, даже с двумя смертельными исходами не вызывает в США большого шока. Она также не является причиной для начала масштабной операции служб безопасности. Это особенно верно в отношении Вирджинии, где очень либерально относятся к продаже и хранению огнестрельного оружия. Второе замечание состоит в том, что действия полиции в случаях, связанных с массовыми убийствами в американских студенческих городках, совершенно не впечатляет. В школе Колумбины вмешательство полиции было запоздалым и беспорядочным. Первая информация о произошедшем в университете Вирджинии дает основания утверждать, что на другом конце страны не извлекли никаких уроков из случившегося в школе Колумбины. Полицейские власти на местах, знанию местной специфики которых мы порой завидуем, имеют один существенный недостаток. Они не всегда делятся своим опытом - даже если, как показывают массовые убийства, достойное сожаления явление принимает общенациональный характер.
Решение президента Буша принять участие в поминальной церемонии стало признанием того, что жестокая расправа в университете Вирджинии является трагедией национального масштаба. Однако нет никаких признаков того, что крупные вопросы, поднятые этим последним массовым убийством, будут изучаться столь же скрупулезно, как и вопросы меньшего масштаба, связанные с тактикой действий и реакцией властей.
Мы признаем, хотя и с присущим нам, европейцам, скептицизмом, что разрешение на ношение оружия - это часть американского образа жизни и право, от которого никто не откажется. Тем не менее, уже много лет предпринимаются попытки ограничить продажу оружия и сократить перечень тех его типов, которые разрешено продавать. К сожалению, даже те робкие меры контроля, которые были введены в годы правления Клинтона, при Буше частично отменили. Вряд ли основанные на законе более жесткие меры контроля могли бы остановить вирджинского убийцу, однако и общая атмосфера терпимости в отношении оружия не может быть серьезным сдерживающим фактором.
Кроме того, американское общество по своей природе более разобщено, более задавлено и более безжалостно почти во всех отношениях, нежели общество любой европейской страны. В этом плане Атлантический океан представляет собой более существенный культурный водораздел, чем порой кажется. Чужаки и 'белые вороны' есть везде, но американские общины - будь то школы, колледжи, компании, маленькие городки или пригороды - зачастую особенно беспощадны. На сегодняшний день преимущества американского образа жизни с его энергией и высокими наградами за успех перевешивают обязательства и чувство ответственности. Однако без трезвого и пристального взгляда на цену человеческой жизни массовая бойня в Вирджинском университете будет рекордом в американской истории недолго - только до следующего такого случая.