По мнению высокопоставленного американского чиновника, ответственного за энергетическую политику, "Газпром" стремится заполучить в свои руки европейские энергетические компании подобно игроку в 'монополию', скупающему ключевые активы.
Нелицеприятная критика российского гиганта отражает рост озабоченности Вашингтона коммерческой экспансией России на европейский энергетический рынок и медленным темпом усилий Европы по диверсификации поставок.
В интервью Independent заместитель государственного секретаря по делам Европы и Евразии Мэтью Брайза (Matthew Bryza) заявил о необходимости открыть 'абсолютно новую главу' в отношениях с богатым энергоносителями Туркменистаном после смерти его авторитарного президента Сапармурата Ниязова.
В ходе своего визита в Брюссель Брайза выразил озабоченность тем, что "Газпром" сосредоточивает свои усилия на приобретении элементов европейской газовой инфраструктуры, а не на осуществлении жизненно важных инвестиций, призванных гарантировать непрерывность поставок.
"Газпром" официально является монополией, - заявил Брайза, - а монополии действуют исходя из желания приобрести как можно больше инфраструктуры. У американских детей популярна одна настольная игра, может быть, и вы в Европе ее знаете - она называется 'монополия'. Как победить? Скупая как можно больше. Так ты побеждаешь. Монополии не способствуют повышению эффективности экономики, по сути, они подрывают экономическую эффективность'.
По мнению Брайзы, 'крайне важно, чтобы "Газпром" продемонстрировал сегодня свою надежность в долгосрочном плане путем инвестиций в добычу топлива и повышение пропускной способности трубопроводов'. Он признает, что европейские правительства не могут запретить фирмам инвестировать на том основании, что они российские, но прогнозирует, что органы, регулирующие конкуренцию, в конечном счете, создадут препятствия деятельности "Газпрому".
'В определенный момент начнется проверка соответствия этих практик европейским законам о конкуренции', - отметил Брайза. Кроме того, он призвал к улучшению отношений с Туркменистаном, заявив: 'Правительства могут выступить с инициативами в отношении новых властей Туркменистана. Мы стараемся наладить новые отношения с Туркменистаном, мы чувствуем, что у нас есть шанс открыть в них совершенно новую главу'.
'Мои коллеги, посещавшие эту страну после смерти Ниязова, были приятно удивлены тем, насколько новый президент кажется готовым к открытости в отношениях с Западом'.
Тем не менее, серьезным препятствием остается то, что Россия мертвой хваткой держит транзитные газопроводы из Центральной Азии. Пока Европейской комиссии не удалось убедить Кремль открыть его сеть нефте- и газопроводов для свободной конкуренции. Брайза особо подчеркнул, что Россия покупает газ из Центральной Азии по 100 долларов за тысячу кубометров и продает его европейским фирмам по 300 долларов.
Кроме того, он указал на разногласия в ЕС относительно энергетической политики России. Брайза заявил: 'В настоящее время в Европе нет единства по вопросу общей политики в области диверсификации источников энергии или поставок газа. Существует идея, которая реализуется, но которая еще не переросла в единую политику. Полагаю, что на это, как всегда, потребуется немало времени'.
______________________________________
В медвежьих объятиях ("The Economist", Великобритания)
НАТО неправа: 'Газфингера' не будет ("The Financial Times", Великобритания)