Текст публикуется с любезного разрешения редакции 'Project Syndicate'
С грустью следует признать, что в некоторых кругах во время недавних празднований 50-летнего юбилея Европейского Союза доминировал пессимизм. Беспокойство за будущее ЕС, конечно, можно понять, особенно с учетом неопределенности, окружающей попытки оживить Конституционный договор, но европейский проект был чрезвычайно успешным, и не только для Европы, но и для всего мира.
Европейцев не должно разочаровывать сравнение роста ВВП в Европе и, скажем, в США. Конечно, Европа сталкивается с серьезными проблемами в совершенствовании своего экономического союза, включая необходимость снижения уровня безработицы и ускорения динамичности экономики. Но, несмотря на то, что ВВП на душу населения в США растет, большинство американцев живут сегодня хуже, чем пять лет назад. Экономика, год за годом ухудшающая положение своих граждан, не может считаться успешной.
Что еще более важно, успешность ЕС не должна измеряться лишь отдельными законодательными и директивными документами и даже процветанием, которое принесла экономическая интеграция. В конце концов, движущим мотивом основателей ЕС был долговечный мир. Надежда была на то, что экономическая интеграция приведет к большему пониманию, т.к. будет поддерживаться мириадами взаимодействий, неизбежно возникающими в результате торговли, а усиление взаимозависимости уничтожит предпосылки возникновения конфликта.
ЕС смог осуществить эту мечту. Нигде в мире соседние страны не живут вместе в большем мире, а люди не передвигаются более свободно и безопасно, чем в Европе, отчасти благодаря новой европейской идентификации, не связанной с национальным гражданством. Это пример для подражания для всего мира, сочетающий в себе общие права и ответственность, включая обязательство помогать менее удачливым. Здесь, опять же, Европа находится в лидерах, так как предоставляет больше помощи развивающимся странам, чем кто-либо другой (выделяя на это намного больший процент своего ВВП, чем США).
Мир пережил трудный период за последние шесть лет. Приверженность многостороннему демократическому диалогу подверглась серьезному испытанию, а некоторые права, гарантированные международными соглашениями, такими как Договор против применения пыток, были отменены. Мы получили много уроков, включая уроки об опасности высокомерия, о пределах возможностей военной силы и о необходимости многополярного мира.
Европа, обладающая населением, превзойти которое по количеству может только Китай и Индия, и самым большим ВВП в мире, должна стать одним из центральных столпов такого мира, используя то, что получило название 'мягкой силы' - силы и влияния идей и примера. Ведь успех Европы объясняется частично ее поддержкой некоторых ценностей, которые, являясь по сути европейскими, являются в то же время и общемировыми.
Наиболее фундаментальной из данных ценностей является демократия, под которой понимаются не только периодические выборы, но и активное и осмысленное участие в процессе принятия решений, что требует наличия сознательного гражданского общества, надежной свободы информационных норм, а также действенных и разнообразных средств информации, которые не контролируются государством или несколькими олигархами.
Вторая ценность - это социальная справедливость. Экономическо-политическая система должна оцениваться по тому, насколько много у людей возможностей развития и реализации своего потенциала. Являясь отдельными личностями, мы, в то же время, являемся и частью постоянно расширяющегося круга сообществ, и мы можем реализовать свой потенциал, только если будем жить в гармонии друг с другом. Это, в свою очередь, требует наличия чувства ответственности и солидарности.
ЕС наглядно продемонстрировал такую помощь бывшим коммунистическим странам Европы. Переход от коммунизма к рынку был нелегким, но беспрецедентная щедрость Европы окупилась: страны, присоединившиеся к ЕС, обогнали все остальные страны, и не только потому, что получили доступ к рынкам Европы. Гораздо более важной была инфраструктура институтов, включая обязательную приверженность демократии и широкому кругу законов и постановлений, которые мы очень часто воспринимаем как должное.
Европа преуспела отчасти и потому, что она признает то, что права человека являются неотъемлемыми и всеобщими правами, и потому, что она создала институты для защиты данных прав. Америка, напротив, стала свидетелем массированной атаки на данные права, включая habeas corpus - право оспаривать обоснованность задержания человека перед независимым судьей. Существуют также, четкие разграничения в правах между гражданами и негражданами.
Сегодня только слова Европы о всеобщих правах человека заслуживают доверия. Для нашего всеобщего блага Европа должна продолжать ратовать за права человека, и даже более настойчиво, чем она это делала в прошлом.
Главной целью европейского проекта было добиться 'гармонии' совместной мирной жизни людей, однако мы также должны жить в гармонии и со своей окружающей средой - самым ограниченным из наших ресурсов. В данной сфере Европа также лидирует, особенно в отношении глобального потепления, показывая, что мелкая эгоистичность может быть отвергнута во имя достижения общего блага.
В сегодняшнем мире есть еще много такого, что не работает нормально. Несмотря на то, что экономическая интеграция помогла добиться многих целей в Европе, глобализация в других частях мира подстегнула увеличение разрыва между богатыми и бедными людьми внутри стран, а также между богатыми и бедными странами.
Другой мир действительно возможен. Но для этого Европа должна повести за собой остальной мир.
Джозеф Стиглиц - лауреат Нобелевской премии в области экономики. Его последняя книга называется 'Как заставить глобализацию работать'.
Copyright: Project Syndicate, 2007.
Перевод с английского - Николай Жданович