Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Александр Сокуров: 'Я не интересуюсь политикой'

Александр Сокуров снял новый фильм в Чечне под прикрытием российских секретных служб

Александр Сокуров: 'Я не интересуюсь политикой' picture
Александр Сокуров: 'Я не интересуюсь политикой' picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мне надоело постоянно смотреть, как люди пожирают друг друга. Если Вам это нравится, пусть это останется на Вашей совести! Война для России все еще остается крайне актуальной темой. Еще не пришло то время, когда мы сможем сказать, что война и опасность войны остались в прошлом. Вы в Европе уже забыли, что такое война, лишь Балканы вам об этом напомнили. Для нас война до сих пор является чем-то очень ощутимым...

В то время как Париж готовится принимать кинематографиста Сокурова, Москва вскоре сможет открыть его для себя в новой роли постановщика оперного спектакля. Александр Сокуров воплощает в жизнь свою 'старую мечту' - он ставит оперу 'Борис Годунов', премьера которой состоится в Большом театре 25 апреля. Режиссер говорит, что постановка будет выдержана в историческом стиле, но в спектакле будут много 'персонажей полных жизни, энергичных и сильных'. Мы встретились с Александром Сокуровым в гостинице в центре Москвы в перерыве между репетициями.

- Предпремьерный показ Вашего нового фильма 'Александра', снятого в Чечне, состоится во Франции задолго до начала его проката в России. Почему, как Вы считаете?

- Я совершенно не интересуюсь вопросами проката моих фильмов, потому что они от меня не зависят. А у Вас решения о прокате картин принимают сами режиссеры?

- Вы снимали 'Александру' в Чечне, в штаб-квартире российской армии, Вас прикрывала ФСБ (российские секретные службы). . . Расскажите поподробнее!

- В фильме рассказывается история о бабушке, приехавшей навестить своего внука-офицера. Она живет в казарме, но выходит в город, на рынок. Она встречается с чеченскими женщинами, заводит с ними дружбу, ходит к ним в гости. Они рассказывают друг другу о своей жизни и приходят к выводу, что большой разницы между ними нет. Бабушка возвращается в казармы и разговаривает со своим внуком и другими солдатами. Она задает вопросы, больше слушает, чем говорит. В этом фильме нет ни одного отрицательного персонажа. Нет конфликтов, нет ни одного выстрела, никто не умирает. Люди понимают друг друга. Главную роль бабушки сыграла Галина Вишневская. Я давно восхищался ее вокальным даром, ее гражданской позицией, а теперь выяснилось, что она потрясающая драматическая актриса.

- В одном из интервью российским СМИ Вы сказали, что офицеры ФСБ совершали настоящие чудеса, чтобы Вы смогли снять свой фильм. Мне кажется, что в Чечне офицеры КГБ известны скорее своими бесчинствами, или я ошибаюсь?

- Для меня было важным снимать в самой Чечне, а не в другой кавказской республике, где более безопасно, и где обычно и снимаются фильмы про Чечню. Мы работали там прошлым летом в течение месяца. Тогда там еще нападали на военные эшелоны, случались взрывы, можно было подорваться на мине. . . Именно в то время убили Басаева (лидер чеченских сепаратистов, который стоял за самыми кровавыми терактами последних лет - прим. Liberation), существовала опасность того, что боевики начнут мстить. Чтобы иметь возможность снимать, нам было необходимо, чтобы власти и ФСБ обеспечили нашу защиту. Галина Вишневская жила в комплексе офицеров ФСБ в Грозном в специально оборудованном трейлере, где постоянно была горячая вода, чтобы она могла принимать душ (что до сих пор считается в Чечне роскошью - прим. Liberation). На съемочную площадку ее сопровождал эскорт из лучших офицеров ФСБ, которые проявили себя как крайне смелые и профессиональные люди.

- Вы не боитесь, что Ваш фильм может шокировать Вашего западного зрителя, для которого слово Чечня ассоциируется с преступлениями российской армии?

- Я уже ничего не боюсь! Но Вы заводите наш разговор в абсурдную плоскость. Я не интересуюсь политикой, она примитивна. 'Александра' - это художественный фильм, это как сказка. Тот, кто попытается найти там зло, будет разочарован. Меня интересуют мирные настроения населения. В Чечне я в основном разговаривал с городскими и сельскими женщинами, истинным сокровищем этого народа. Они сильные, цельные, они - соль этой земли. Они живут посреди развалин домов, но в их речах нет горечи, нет гнева. На Кавказе нет другого народа, который был бы так близок к русской культуре. Чеченцы лучше всех говорят по-русски. Может, Вы хотите без конца ворошить память о былой жестокости. Так же можно было бы поступить и с немцами из-за преступлений, совершенных во время Второй мировой войны. Но те, кто живет в Чечне, хотят от этого освободиться. Виновные в любом случае будут строго наказаны - если этого не произойдет сейчас, это случится, когда они предстанут перед Богом.

- Вы хотели снять фильм о примирении?

- Да, мне надоело постоянно смотреть, как люди пожирают друг друга. Если Вам это нравится, пусть это останется на Вашей совести! Война для России все еще остается крайне актуальной темой. Еще не пришло то время, когда мы сможем сказать, что война и опасность войны остались в прошлом. Вы в Европе уже забыли, что такое война, лишь Балканы вам об этом напомнили. Для нас война до сих пор является чем-то очень ощутимым. Судьба российского народа намного более трагична, чем судьбы других народов.

- Следует ли из этого сделать вывод, что Вы являетесь поклонником Владимира Путина и его политики повторного завоевания Чечни?

- Мне представилась возможность сказать в лицо Путину, что именно мне не нравится в сегодняшней России. Агрессивность на телевидении, отсутствие гражданского общества, американизация культуры, обесчеловечение социальных отношений, безработица. . . Сегодня наш народ регрессирует. Миллионы людей живут в нищете, без малейшей надежды на будущее. Спекуляция в секторе недвижимости раздувает цены на жилье до преступного уровня. Это - второе преступление, которое совершило наше государство после того, как мы не сумели подготовиться к началу Второй мировой войны. Когда я высказал это Путину, все вокруг меня опустили глаза. Плохой знак, когда люди в стране боятся высказать малейшее критическое замечание.

- Как Вы можете объяснить тот факт, что Ваши фильмы ценятся на Западе. . . и малоизвестны в России?

- Умонастроения в России очень отличаются. Здесь люди все еще находятся в состоянии острого кризиса, как экономического, так и психологического. Все вокруг находится в движении, и ты не знаешь, куда именно ты идешь. Все еще так зыбко, ненадежно. Кроме того, я редко принимаю участие в кинофестивалях. Эти празднества представляются мне неприличными, ведь всем известно, в какой нищете существует российское общество.

__________________________________________

Лицо возрождающегося российского кино ("The International Herald Tribune", США)

Александр Сокуров: 'Тираны не прилетают с другой планеты' ("La Vanguardia", Испания)