МОСКВА - Два года. Именно столько Сэнди Дид (Sandy Deede) и ее семья борются с волокитой российской системы детской опеки - с того самого момента, как они полюбили 12-летнего российского сироту Вову, побывавшего у них в гостях в доме недалеко от Нью-Йорка.
Любые усыновления детей иностранцами в России сегодня приостановлены. А из-за решительного, но огульного 'изменения правил', вызванного, как говорят критики, действиями политиков-националистов, пытающихся полностью прекратить такую практику, все говорит о том, что семье Дид придется ждать и дальше.
'Это вызывает отчаяние, причем с большой буквы, - говорит Сэнди Дид. - Вова там в России ждет и удивляется, почему мы за ним не приезжаем. Как можно объяснить ребенку, что такое бюрократия?'
Россия занимает третье место (после Китая и Гватемалы) в ряду тех стран, откуда американские приемные родители берут на усыновление детей-сирот. В 2006 году американские семьи взяли к себе 3706 детей из России. Это явное снижение по отношению к двум предыдущим годам, когда было усыновлено 4594 и 5865 детей. А в текущем году эти показатели могут снизиться еще больше.
Год назад в России было официально зарегистрировано 89 агентств по усыновлению. На этой неделе у последних из этих агентств заканчивается аккредитация. Чиновники сообщают, что на продление регистрации документы подали 76 агентств, и сейчас они находятся на различных стадиях рассмотрения, поскольку сегодня по новому закону этим агентствам вначале необходимо зарегистрироваться в качестве неправительственных организаций. Раньше лицензии на деятельность агентствам по усыновлению выдавало министерство образования, но сегодня их заявления дополнительно рассматриваются в министерствах внутренних дел, юстиции, иностранных дел и здравоохранения.
'Это совершенно новый процесс, основанный на принятом в ноябре прошлого года постановлении правительства, - говорит Сергей Вителис, чиновник из министерства образования и науки, - у нас пока не было ни одного случая, когда все министерства дали бы разрешение. Как только мы их получим, то сразу начнем выдавать лицензии'.
В российских детских домах находится примерно 700000 детей, и 260000 из них официально считаются сиротами, которых можно усыновлять. По данным государственной статистической службы России, лишь в прошлом году в детские дома было помещено 140052 ребенка. 7742 из них были усыновлены российскими семьями, а 6689 иностранцами.
Некоторые приемные дети становятся жертвами плохого обращения
Сторонники более жестких мер со стороны государства говорят, что меры эти направлены на повышение ответственности приемных родителей и на обеспечение безопасности тех российских детей, которых берут в свои семьи иностранцы. Они приводят в качестве примера данные о том, что за прошедшие десять лет погибло 14 российских детей из числа тех, кто был взят в канадские и американские семьи. Все они стали жертвами жестокого обращения со стороны приемных родителей. В начале этого года группа депутатов Госдумы из числа националистов и коммунистов попыталась провести в нижней палате парламента закон о запрете на усыновление семьями иностранцев. Но ей не удалось заручиться поддержкой прокремлевского большинства.
'Мы хотели ввести мораторий на иностранные усыновления, но наши коллеги из министерства иностранных дел сказали нам, что это идет вразрез с международной практикой, - говорит заместитель главы думской комиссии по делам семьи Нина Останина, - сейчас мы хотим добиться заключения двусторонних соглашений со странами, что позволит нам следить за жизнью усыновленного ребенка за границей. Сегодня сотрудники российских посольств лишены такого доступа'.
Некоторые критики считают, что политики националистического толка могут использовать проблему усыновления в своих интересах, чтобы сбить с толку Путина и подтолкнуть российскую политику в антизападном направлении. 'За этим [за кампанией по запрету на иностранные усыновления] стоят очень мощные, очень опасные силы. Они хотят нового 'железного занавеса', новой 'холодной войны', - говорит Борис Альтшулер, директор московской общественной организации 'Право ребенка', которая следит за тем, в каких условиях живут дети, - вполне возможно, что все эти бюрократические препятствия в своей основе на самом деле носят политический характер'.
Для агентств по усыновлению, многие из которых проработали в России более десяти лет, новые правила стали кульминацией почти двухлетнего процесса ужесточения процедур. В 2005 году принудительная перерегистрация всех иностранных агентств вызвала такое же снижение числа усыновлений. Однако проблема магическим образом исчезла, когда 7000 американских семей, ожидавшие усыновления детей из России, написали открытое письмо президенту Владимиру Путину, которое было опубликовано в центральной газете 'Известия'.
Не стали ли задержки следствием антиамериканской политики?
'Мы годами ходим по этому замкнутому кругу, - говорит Наталья Шагинян, исполнительный директор находящегося в Нью-Йорке агентства по усыновлению Happy Families, чья аккредитация закончилась в мае прошлого года, - правительство создает все те же проблемы с процедурой аккредитации. Министерства продолжают предъявлять новые требования, и работать становится все труднее и труднее. У нас многие семьи ждут решения, некоторые по два года, и мы ничего не можем с этим поделать'.
Шагинян также приводит в качестве примера то, что она называет политическим давлением. 'Антиамериканизм усиливается в России очень быстро, - говорит она, - если в Штатах что-то происходит с ребенком, в России тут же возникает огромный скандал. Для работающих здесь американских агентств ситуация. . . сложная'.
Как говорят некоторые эксперты, поддерживаемые Кремлем попытки увеличить количество усыновлений российскими семьями начинают давать свои плоды. В последние два года количество детей, усыновленных российскими семьями, превысило иностранные усыновления, хотя даже суммарный показатель таких усыновлений - это лишь малая часть общего количества сирот в России. 'Система усыновления в России все еще очень далека от идеальной, - говорит глава российского отделения работающей с сиротами организации Kidsave International Валерия Павлова, - совершенно очевидно, что детям лучше оставаться на родине, но главное здесь - дать им возможность попасть в семью, будь-то в России или в Америке, где они обретут свой шанс на счастье'.
Семья Дид через агентство Happy Families около десяти лет назад усыновила двух российских детей. Они говорят, что тогда у них почти не возникло проблем. 'Мы поехали в Россию, прошли все тесты, заполнили бумаги и через девять месяцев получили наших детей', - говорит Сэнди Дид.
Одна из них, Марина, которая сегодня уже вышедшая из детского возраста, говорит, что не понимает происходящего на ее бывшей родине. 'Там тысячи детей, которых никто не усыновляет, так зачем же запрещать это из-за нескольких случаев, когда происходит что-то плохое? - говорит она. - Если они собирались все остановить, зачем тогда они размахивали перед нами ребенком? Мы полюбили Вову, а теперь нам говорят, что взять его к себе мы не можем'.