В этом нет ничего смешного, но действия Кремля в прошедшие выходные по разгону небольших демонстраций россиян, протестовавших против авторитарного правления Владимира Путина, несли в себе некий оттенок неумышленной сатиры на самого себя.
Когда небольшая группа самых разных оппозиционных партий, объединившаяся под общим названием 'Другая Россия' и возглавляемая бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым, попыталась собраться в субботу на митинг на Пушкинской площади в Москве, там появились 9000 милиционеров из отрядов особого назначения и из подразделений городской милиции. Они окружили менее чем 2-тысячную толпу демонстрантов, арестовав несколько сотен людей из состава ее участников. Государственное телевидение давало подробные репортажи о митинге сторонников Путина, а 'Другую Россию' назвало 'ультра-радикалами', чей 'несанкционированный марш' был 'остановлен бойцами ОМОН' из состава кремлевской милиции по охране общественного порядка.
Все действия Кремля в отношении миролюбивых представителей 'несогласных' были чрезмерными. Лидера 'Другой России' в Санкт-Петербурге милиция задержала в тот момент, когда она выходила из дома, направляясь на воскресный митинг. В милицейскую машину швырнули журналиста, который пытался взять интервью у демонстрантов момент их ареста. Санкт-петербургская милиция жестоко избивала участников митинга дубинками.
Государство как бы нарочно подтверждало обвинения Каспарова и его пестрой кучки либералов, демократов невысокого полета и коммунистов из 'Другой России'. Эти люди заявляют, что правление Путина приобрело крайне авторитарный характер, что его 'суверенная демократия' - это лишь прикрытие для установления господства на всех уровнях власти воровской правящей клики.
После своего ареста и последовавшего за ним освобождения Каспаров сказал, что путинская Россия 'больше не является страной, в которой власти хотя бы делали вид, что действуют в соответствии с буквой и духом закона'. Он причислил созданное Путиным государство к самым отъявленным диктатурам мира, заявив: 'Сегодня мы находимся где-то между Белоруссией и Зимбабве'.
Возможно, Каспаров и преувеличивает, но пока не дан ответ на вопрос: зачем Путину состязаться в репрессивной жестокости с лидером Белоруссии Александром Лукашенко и президентом Зимбабве Робертом Мугабе? Ответ может вызвать такую же обеспокоенность, как и сами репрессии.
Путин построил свою сильную государственную власть на контроле над национальным телевидением, на доходах от продажи природного газа, а также на соблазнительных 'общественных договорах', в соответствии с которыми рост уровня жизни населения зависит от передачи всей политической власти в руки избранного царя. Сегодня главная забота Путина и его нового правящего класса кремлевских миллионеров состоит в обеспечении плавной передачи власти на мартовских выборах 2008 года, когда на президентский пост должен будет прийти новый человек.
Это означает, что необходимо отобрать преемника, который оставил бы в целости и сохранности ту систему, которая позволила им стать владельцами гигантских кремлевских энергетических корпораций. Чтобы обеспечить себе сохранение этих активов, они должны подавлять малейшие проявления тех массовых движений, которые породили 'оранжевую революцию' на Украине и 'революцию роз' в Грузии. Путинский режим не заинтересован ни в каких перестройках.
______________________________________
Россия между имитацией демократии и реальной диктатурой ("Berliner Zeitung", Германия)
Насколько же это было по-советски! ("The Washington Times", США)