Каким может быть выход из политического кризиса в Украине, возникшего в связи с отказом правительственной коалиции выполнять Указ Президента о роспуске Верховной Рады? В чем может быть найден компромисс между главой государства и правительства Виктором Ющенко и Виктором Януковичем? Какую роль может сыграть Европа или председательствующая в Европейском Союзе Германия? Об этом в эксклюзивном интервью 'Дню' - директора программ России и стран СНГ Германского совета по внешней политике Александера РАРА.
- В этом плане у меня нет оригинальных идей. Я только думаю, что в Украине все происходит гораздо спокойнее, чем многие думали. Поэтому компромисс возможен. И в конечном итоге было бы идеально, если обе стороны пошли на компромисс и в то же время сохранили свое лицо. Никто не должен проиграть. И об этом должна знать каждая сторона. Что касается Президента, то он должен пойти на мужественный шаг и отозвать свой Указ. Кстати, это не будет проявление слабости с его стороны. Ведь в свое время Кучма тоже отказался от Указа по референдуму о доверии Верховной Раде. Я думаю, можно договориться, что выборы будут происходить не в этом году, а в конце следующего. И таким образом обе стороны могут сохранить свое лицо. А другая сторона - парламент - должен четко объявить мораторий на все законодательные акты, которые были приняты после Универсала в период изменения властных структур. Я думаю, что Украина должна вернуться к Универсалу как священному документу, который через два года после оранжевой революции в решающий критический момент объединил все политические силы и показал, в какую сторону должна развиваться Украина. А именно интегрироваться в евроатлантические структуры и в то же время развивать отношения с другими экономически мощными странами, такими, как Россия. Нужно еще раз скрепить подписи на Универсале, который должен стать своего рода Магна-Картой, являвшейся раньше в Европе очень важным документом. Универсал должен стать фактически преамбулой к украинской Конституции, за которую держались бы не только нынешние, но и будущие поколения украинских политиков. Тогда есть шанс, что страна сохранится. А если этого не произойдет, то конфликт будет дальше разъединять восток и запад страны, политическую элиту и может закончиться тем, что Украина откажется от парламентской республики и станет уже Президентской, но уже при другом президенте.
- Вы говорите о выборах в следующем году. А разве они не могут быть проведены осенью этого года?
- Я думаю, что нет смысла проводить выборы осенью. Баланс будет воссоздан, если парламент согласится на мораторий и откажется от всех тех односторонних завоеваний, которые он делал, раздевая и унижая Президента, начиная с августа прошлого года. И тогда президентская и парламентская власть смогут вместе работать. Я думаю, что надо смотреть в будущее. Обе стороны понимают, что Януковичу нужен Ющенко. Премьер понимает, что при более слабом Ющенко, который легитимирует парламентскую республику, он сможет легче управлять страной, во всяком случае, в экономике, чем при президенте Тимошенко. Ющенко тоже понимает, что этими выборами ничего не выигрывает, а только проигрывает. Я думаю, что он сейчас ищет выходы, как спасти свое лицо, чтобы не оказаться в полной изоляции и в проигрыше. Я думаю, если каждая сторона будет стремиться помочь другой стороне тоже сохранить свое лицо, то компромисс довольно скоро будет найден.
- Как вы расцениваете тот факт, что председатель Европарламента фактически заявил о поддержке Ющенко и его идеи проведения перевыборов в Украине?
- Никто не может серьезно говорить о том, что Ющенко прав пока Конституционный Суд в Украине не вынес свой вердикт. Я думаю, что проблема Европы заключается в том, что здесь очень многие понимают, что Ющенко совершил ошибку, что есть вопросы с манипуляцией Конституции. Но никто не хочет его критиковать, потому что все боятся, что слабый Ющенко означает уход Украины от Европы в сторону России. Против этого на Западе выступают очень мощные силы, чтобы, не дай Бог, Украина опять не приблизилась к России.
- Какую роль может сыграть Германия в урегулировании политического конфликта в Украине?
- Германия отстраняется от урегулирования этого конфликта. Я думаю, что Германия не хочет принимать ответственность, она понимает, что Ющенко в правовом поле все- таки дошел до самого края. Но, с другой стороны, критиковать его или бросать ему нож в спину тоже не хотят, потому что понимают, что укрепление Януковича - это отход Украины от Европы и усиление позиций России. Я не говорю о госпоже Меркель, но считаю, что именно так думают в правящих кругах.
- Кстати, недавно прозвучало заявление статс-министра внешнеполитического ведомства ФРГ Гернота Эрлера о том, чтобы Россия не вмешивалась в дела Украины...
- Это дежурное заявление. Но и Россия, и ЕС не вмешиваются в украинские дела. И, слава Богу, а то у нас было бы повторение оранжевой революции. И Украина была бы не субъектом как сегодня, а объектом международных отношений, когда другие власти решали бы судьбу этой страны. Как раз один из больших плюсов нынешнего кризиса состоит в том, что нет прямого иностранного вмешательства. Предлагается очень много советов. И это правильно, что есть советчики, которые помогают Украине выйти из кризиса. Но Украина уже вторую неделю справляется с этим кризисом сама.
- Ускорит ли доклад ПАСЕ нахождение компромисса между сторонами?
- Это дежурный документ и попытка Совета Европы сказать свое слово с политической и моральной точки зрения. Я думаю, что Украина сама выходит из этого кризиса, конечно, с оглядкой на Европу. Но я не думаю, что Совет Европы может здесь что-то изменить.
- Сколько, по вашему мнению, будет длиться политический кризис в Украине? Когда же все-таки найдут компромисс Ющенко и Янукович?
- Мне трудно сказать. Хочу только подчеркнуть, если обе стороны поймут, что они не в проигрыше, а могут оказаться в выигрышной ситуации, в эту же секунду они пожмут друг другу руки и согласятся на компромисс. Вопрос только в том, как будет относиться Юлия Тимошенко к этому компромиссу. Поэтому ее тоже нужно каким-то образом привлечь в повторное скрепление Универсала. Но на это уйдет какое-то время. Я думаю, что к концу мая этот конфликт может решиться без проведения выборов.
N68, п'ятниця, 20 квiтня 2007