Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Президентские выборы в России: кандидаты выходят на старт

Любимый стиль Путина - сделать так, чтобы ни один эксперт не мог догадаться, в чем будет состоять его решение, пока это решение не оглашено

Президентские выборы в России: кандидаты выходят на старт picture
Президентские выборы в России: кандидаты выходят на старт picture
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Во главе гонки за место преемника Владимира Путина, который в следующем году покинет президентский пост, встали два заместителя премьер-министра - Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Может ли в этой компании появиться третий? Или, может быть, Путин все же решит изменить конституцию и остаться на третий срок?

Во главе гонки за место преемника Владимира Путина, который в следующем году покинет президентский пост, встали два заместителя премьер-министра - Сергей Иванов и Дмитрий Медведев. Может ли в этой компании появиться третий? Или, может быть, Путин все же решит изменить конституцию и остаться на третий срок?

В кулуарах самые высокопоставленные кремлевские чиновники говорят, что Путин, хотя и дал понять, что отдаст предпочтение одному из претендентов, но еще не решил, кому. Однако поскольку до конца второго и, по конституции, последнего президентского срока Путина осталось меньше года, имя следующего президента уже сегодня становится самым актуальным вопросом российской политической жизни.

На сегодняшний день мало кто сомневается в том, что того, на кого падет выбор Путина, выберет и народ в 2008 году. Но дело не только в этом: от того, кто будет следующим президентом, зависит и политика, и, что самое важное, состав правительства и президентской администрации, многие сотрудники которой также возглавляют крупные государственные компании.

Очевидной представляется связь главных претендентов с конкурирующими кремлевскими фракциями: если Медведев считается представителем более либеральной группы, экономически связанной с возглавляемым им же 'Газпромом', то Иванов ассоциируется с так называемыми 'силовиками', более консервативными чиновниками, выходцами из военной среды, опирающимися на государственную нефтяную компанию 'Роснефть'.

Президент постоянно говорит о том, что не собирается оставаться на третий срок, хотя, что примечательно, он хитрит и не исключает возможности своего возвращения во власти в 2012 году, что по конституции вполне возможно.

Медведева и Иванова повысили в должности практически одновременно, в ноябре 2005 года, и с этих пор каждое их действие рассматривается в контексте соревнования за благосклонность Путина. Медведев переместился с должности руководителя президентской администрации на пост вице-премьера, ответственного за исполнение многомиллиардных социальных программ. Иванова же два месяца назад Путин освободил от должности министра обороны и сделал его 'чистым' вице-премьером, отвечающим за модернизацию промышленности - а это полномочия, обладающие примерно таким же, как у Медведева, преемническим потенциалом.

Времени на телевидении обоим кандидатам выделяют сколько потребуется; оба публично высказываются на темы, выходящие за пределы их официального статуса. Медведев в январе выступал от лица России на Всемирном экономическом форуме в Давосе, а Иванов в феврале сопровождал Путина в Мюнхен на конференцию по безопасности. Однако политологи считают, что Путин сначала дождется конца текущего года, и только потом сделает окончательный выбор.

- Как только Путин скажет, что президентом должен стать кандидат X или кандидат Y, сам он тут же превратится в 'хромую утку', потому что российская элита тут же переориентируется на того человека, - объясняет Алексей Макаркин из московского Центра политических технологий.

- Любимый стиль Путина - сделать так, чтобы ни один эксперт не мог догадаться, в чем будет состоять его решение, пока это решение не оглашено, - рассказывает Николай Петров, сотрудник московского Центра Карнеги.

По мнению Петрова, в списке кандидатов может появиться и третье имя. Наиболее часто третьим потенциальным кандидатом называют Дмитрия Якунина, главу компании 'Российские железные дороги'. Как и двое основных кандидатов, Якунин - близкий друг Путина еще со времен его работы в Санкт-Петербурге, к тому же 'РЖД' - это независимый политический капитал, одно из наиболее стратегически важных предприятий страны. А совсем недавно в центре внимания появилось и четвертое лицо - Сергей Нарышкин, которого в феврале, во время массовых перестановок в правительстве, повысили до заместителя премьер-министра (это всего на одну ступень ниже, чем у Медведева и Иванова).

Кроме всего прочего, остается и еще один интересный сценарий: Путин может дать возможность двум главным кандидатам самостоятельно выяснить отношения на выборах. Таким образом может быть проведена параллель с разворачивающимся соперничеством между правоцентристской пропутинской партией "Единая Россия", составляющей большинство в нынешней Думе, и недавно созданной левоцентристской - но столь же пропутинской - партией 'Справедливая Россия'.

Судя по тому, какие разговоры ходят в московских околополитических кругах, появление второй пропрезидентской партии может быть признаком не организации в стране фальшивой, как утверждают оппозиционеры, политической конкуренции, а скорее оформления связей обеих партий с двумя кремлевскими кланами. Месяц назад в 14 российских регионах прошли выборы, результаты которых показывают, что вместе эти две партии могут сформировать в следующей думе прокремлевское большинство в две трети депутатов. Однако при этом, если у президента останется два основных кандидата, голоса избирателей, настроенных прокремлевски, могут разделиться, и здесь у оппозиции появится возможность для прорыва.

Если сегодня и может появиться оппозиционный кандидат, то его источником, вполне вероятно, станет 'Другая Россия' - лоскутная коалиция, собранная бывшим чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. Состав ее участников весьма пестр - от либералов типа экс-премьер-министра Михаила Касьянова, уволенного Путиным в 2004 году, и независимого депутата Думы Владимира Рыжкова, до радикала Эдуарда Лимонова, лидера скандально известной партии национал-большевиков.

По словам Каспарова, коалиция будет стараться выдвинуть на выборы 'кандидата национального единства', преданного идеалам абсолютной демократии. Правда, Касьянов, наиболее солидный претендент на этот статус, скорее всего, не сможет объединить столь разные по своей ориентации крылья блока. Кроме того, альянсу, который никто не подпускает близко к прессе, предстоит пройти жесткое сито избирательного законодательства, по которому группировкам, существование которых не одобряется в Кремле, выживать становится очень и очень трудно. И все же Каспаров не сдается:

- Сегодня наше положение может показаться не очень перспективным, но народу не нравится то, что происходит вокруг - и это недовольство все нарастает.

__________________________________________

В России наступает эпоха темного всадника ("Stratfor", США)

Кто будет править Россией после Путина? ("Dziennik", Польша)