Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Те, кто обокрал Россию, сидят в Кремле

Нам нужно положить конец уверенности Путина в безнаказанности

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Нам нужно положить конец уверенности Путина в безнаказанности. При взгляде на экономическую политику Путина, напрашивается вопрос, как бы у него шли дела, если бы не присвоение 25 миллиардов долларов 'ЮКОСа'. Я уверен, что многое станет известно после ухода Путина. Режим Путина базируется на умном использовании нестабильности. Ему нужны проблемы, ему нужна критика Запада, потому что она усиливает поддержку внутри страны

Канадский юрист, адвокат находящегося в заключении российского предпринимателя Михаила Ходорковского Роберт Амстердам дал интервью журналисту 'Диены' Гиртсу Каспарансу.

- Вашим самым знаменитым клиентом был Михаил Ходорковский, владелец российской компании 'ЮКОС', который сейчас отбывает 8-летний тюремный срок в сибирской колонии. Из-за этого дела вас выдворили из России. Каково ваше мнение о деле Ходорковского, которое, как считают многие, имело политические мотивы? Каковы шансы Ходорковского получить свободу в ближайшем будущем?

- Я по-прежнему представляю Ходорковского. Я считаю это дело исключительно политическим. И поскольку оно носит такой характер, положение Ходорковского может измениться в любой момент. Дело Ходорковского и уничтожение 'ЮКОСа' имеет непосредственное влияние на будущее России. Люди, ведущие борьбу за добычу, станут частью будущего российского руководства. Поэтому это чрезвычайно важное дело, в котором неплохо бы разобраться и людям в Латвии, так как оно много говорит об анархии, царящей за стенами Кремля.

Подлинная ситуация существенно отличается от того, что пишут газеты. Признаки угрозы проявились в конце минувшей недели, когда все мы могли наблюдать ужасную картину в Москве и Санкт-Петербурге.

- Почему Ходорковский не последовал примеру других российских олигархов и не поступил, как Владимир Гусинский и Борис Березовский, которые убежали за границу и попросили там политического убежища? Он ведь мог сыграть и в игру Романа Абрамовича, наладив дружеские отношения с президентом Путиным. Почему он выбрал сопротивление режиму Путина?

- Нужно понять, что Ходорковский не олигарх. Он был очень богатым человеком, который защищал идеалы гражданского общества. Он русский, который не представляет жизни за пределами России. У него были все возможности убежать. С момента ареста его бизнес-партнера Платона Лебедева до его собственного ареста он 15 раз побывал в Северной Америке и Европе. В действительности, он единственный человек в истории России, который арестован по прибытии в Сибирь. Ходорковский убежденный патриот России, который считал, что его дело может подтвердить приближение России к эпохе, когда власть закона имеет значение. Трагедия Ходорковского в том, что его дело подтвердило отступление России от власти закона.

- По данным опросов общественного мнения, две трети русских считают, что олигархи используют политическую власть в своих интересах. Почему российское общество должно сочувствовать таким как Ходорковский, который при хаосе 90-х получил огромное богатство, в то время как большая часть россиян скатилась к бедности?

- На самом деле Ходорковский очень популярен в России. Его не считают одним из олигархов. Он не убежал, он оказался в заключении из-за своих принципов. Если бы он не был популярным, властям не пришлось бы подкупать фирмы по проведению опросов общественного мнения, контролировать газеты, ограничивать свободу слова и уничтожать федеративную систему. Если эти люди рассказывают вам, что думает российский народ, - не верьте, потому они лгуны и воры. Что касается олигархов, те, кто делает вид, что существовала разница между российскими олигархами и российскими предпринимателями, не понимают Россию. Если у вас в 90-е годы был бизнес, вы делали его точно так же, как и те, кого называют олигархами.

Ходорковский создал очень успешный бизнес, потому что он был предпринимателем. Он покупал предприятие за 30 миллионов долларов в то время, когда его никто не хотел покупать. Мы забываем, что в 1996 году в России весьма вероятным было возвращение Коммунистической партии к власти. Когда Ходорковский купил 'ЮКОС', рейтинг президента Ельцина был 7%. Это сделка была очень рискованной. Я считаю, что он переплатил за 'ЮКОС'. Веря в будущее России, он жертвовал свои средства.

Люди не понимают также, почему он набрал долгов на 2 миллиарда долларов. Некоторым кажется, что эти предприятия были словно золотые яйца, сияющие на сибирском солнышке. В реальности они находились в катастрофическом состоянии. Для создания таких компаний как 'ЮКОС' требовалась огромная работа. Утверждения о том, что российский народ понес убытки из-за Ходорковского, абсолютная глупость. Российское руководство утверждает, что разворовывалась государственная собственность. В действительности в случае с 'ЮКОСом' наблюдалось обратное. Капитал 'ЮКОСа' возрос в несколько раз, и именно поэтому правительство России решило присвоить эту компанию. Они хотели прибрать ее к своим рукам. Те, кто обворовывает российский народ, теперь сидят в Кремле.

- Одним из творцов победы Ельцина в 1996 году был Борис Березовский, который позже впал в немилость Путина и теперь живет в изгнании в Лондоне. На прошлой неделе он призвал устроить в России революцию, чтобы свергнуть режим Путина силой. Не кажется ли вам, что такими заявлениями он помогает Кремлю, создавая излюбленный московскими правителями образ внешнего врага?

- Я не знаком с Березовским и не буду комментировать его высказывания.

- По мнению некоторых наблюдателей, насильственная реакция Кремля на протесты на прошлой неделе свидетельствует о страхе перед повторением сценария украинской 'оранжевой революции' в России. Возможно ли это? Опросы говорят о том, что большинство жителей России поддерживают Путина. Доходы населения растут, часть российского общества начала жить лучше.

- Люди поддерживают Путина, люди поддерживают Чавеса, люди поддерживают лидеров в богатых ресурсами странах, когда цены на ресурсы повышаются. Именно поэтому жизнь в Латинской Америке такая, какая есть. Те из нас, кто хочет, чтобы ситуация в России была лучше, чем в Латинской Америке, должны смотреть на институции. Путин не создает институции. Многие из реформ унаследованы со времен Ельцина. Имели место некоторые усовершенствования налоговой и судебной системой, но Путин снова пытается снизить их влияние.

- Вы уже упоминали события конца прошлой недели в Москве и Санкт-Петербурге, когда милиционеры напали на мирных демонстрантов и задержали сотни сторонников оппозиции. Не свидетельствует ли это о паранойе Кремля, когда подавляются даже ничтожные проявления силы оппозиции?

- Во-первых, это были не ничтожные демонстрации. 2000 человек в городе, где была угроза избиения или ареста, это большая группа. Это были 2000 человек, которые действительно готовы бороться. У большевиков, которые захватили власть во всей России, людей было не больше. В руководстве России действительно царит паранойя. Вступая в сделки с Россией, вам нужно понять, что есть люди, чувствующие себя настолько сильными, что они могут позволить себе избивать пожилых людей перед объективами теле- и фотокамер.

Люди, давшие им такую власть, это наши политические лидеры, в особенности лидеры Германии. Это такие люди, как бывший канцлер Шредер, который убедил Путина: что бы тот ни делал, он будет считать его 'демократом'. Нам нужно положить конец уверенности Путина в безнаказанности. При взгляде на экономическую политику Путина, напрашивается вопрос, как бы у него шли дела, если бы не присвоение 25 миллиардов долларов 'ЮКОСа'. Я уверен, что многое станет известно после ухода Путина. Режим Путина базируется на умном использовании нестабильности. Ему нужны проблемы, ему нужна критика Запада, потому что она усиливает поддержку внутри страны.

На прошлой неделе имела место конфронтация, потому что в интересах Кремля начать процесс: произошли столкновения, Запад критикует, Путин продолжает действовать безнаказанно, русские националисты его поддерживают. Все идет по кругу. Эта конфронтация - не случайность. Вам надо начинать беспокоиться, раз Путин стал относиться к вам хорошо. Поэтому, когда Латвия подписала пограничный договор с Россией, вам надо начинать беспокоиться о том, почему Кремль избрал такую тактику. Если бы я был латышом, я бы был очень озабочен.

- В России приближается выборный сезон: на декабрь запланированы выборы в Госдуму, а в марте будущего года пройдут президентские выборы. Как вам кажется, возможны ли в России свободные и честные выборы, если все крупнейшие телеканалы контролируют власти, нет независимой судебной системы, а новый председатель Центральной избирательной комиссии - бывший одноклассник Путина?

- По-моему, никто, за исключением Герхарда Шредера, не верит, что в России сейчас возможны честные выборы. Законы о выборах искажены, чтобы у оппозиции не было никаких надежд. Когда мне рассказывают, что Путин популярен, я отвечаю словами Гарри Каспарова: 'Дайте нам на неделю свободу прессы, и с Путиным будет покончено'. Если он так популярен, то ему не нужно было бы зажимать СМИ, позволять безнаказанно убивать журналистов.

- По данным исследований, 78% российской элиты - выходцы из кругов КГБ, начиная с бывшего офицера КГБ Владимира Путина. Что это означает для будущего России, если государством фактически управляют секретные службы?

- Мы видим много пугающих законов, о которых Западу мало известно. Ни о чем хорошем для России это не свидетельствует. Однако надо учесть, что поведение России обусловлено стремлением к прибыли. Мы их клиенты. У нас большая власть. Путину хочется думать, что мы бессильны. Но это не так. Мы покупаем, а они продают. Взять хотя бы вопрос Североевропейского газопровода. Это может привести к новой экологической катастрофе. Шредер и Путин заключили пакт, направленный против интересов стран Балтии и Польши. Вы теперь в ЕС вместе с Германией. Мы должны понять, как извлечь пользу от этого проекта. Почему газопровод строится в такой спешке? Другой пример - почему Россия так сильно возражает против планов США по установке объектов ПРО в Чехии и Польше? Это важные вопросы, которые влияют и на Латвию. Они влияют и на судьбу Ходорковского, потому что он стал 'заложником энергетики'.

- Анна Политковская, Александр Литвиненко - это критики Кремля, которые убиты из-за своих взглядов. Не страшно ли быть в рядах противников Кремля?

- Разумеется. Но люди, поддающиеся страху, не могут работать в моей профессии.

- Кто будет следующим президентом России - готовящиеся к роли преемника Сергей Иванов или Дмитрий Медведев, оставшийся на третий срок Владимир Путин или кто-то другой? Может, это не имеет никакого значения, потому что это все равно это будет человек из кругов КГБ, из силовиков?

- КГБ хочет, чтобы мы думали, что это не имеет значения. Это имеет значение. Следующий президент не будет избранным президентом. В глазах мира он будет менее легитимным, чем Путин. У западных стран есть возможность повлиять на происходящее в России. Жаль, что мы не делаем больше.

- Экономическому росту России способствует экспорт нефти и газа, который контролируют такие компании как 'Газпром' и 'Роснефть'. Будет ли такой рост длительным, и какими могут быть последствия концентрации основных средств экономики в руках государства?

- Этот рост не сможет продолжаться, если цены на нефть и газ понизятся. Вопрос в способности России расширить экономику за пределы упомянутых отраслей. Я считаю, что России это по силам. Русские эмигранты помогли изменить экономику всего мира. Такие люди как создатель Google Сергей Брин доказывают огромные способности русского народа быть лидерами в различных сферах. Но люди в погонах ограничивают российские предприятия, замедляя их развитие. Это трагедия.

- Европейские государства становятся все более зависимыми от российских энергоресурсов. Некоторые даже считают, что российские трубопроводы намного эффективнее, чем советские танки и ракеты. Как следует поступать Европе, формируя отношения с самонадеянной Россией?

- Сейчас позиции России довольно слабы. Европа - покупатель российского газа. Россия еще не построила трубопровод в Азию. Если Европа не сможет проявить единство, пока у России нет других экспортных каналов, это будет трагедией для Европы. Отношения между Россией и Европой зависят от политической воли. Путин сумел достаточно хорошо использовать свои слабые позиции. Что бы ни говорили о Путине, он был прекрасным защитником интересов Газпрома. Нам надо понять, что Газпром это не предприятие, а государство.

- Однако некоторые европейские лидеры считают, что лучше не дразнить русского медведя, поскольку это может навредить бизнес-интересам.

- В данной ситуации нам нужно принять решение - есть у нас Европейский Союз или нет. Это жизненно важный вопрос. Если Россия начнет определять политику Европейского Союза, значит, у нас союза фактически нет. Нам в Европе необходимы смелые лидеры, которых сейчас не хватает. Хочется надеяться, что это изменится. Приход к власти Меркель - большой шаг вперед, Францию скоро может возглавить Саркози. Безусловно, это будет лучше, чем Ширак - Шредер - Берлускони.

_________________________________________

В России наступает эпоха темного всадника ("Stratfor", США)

Россия: государство снова у руля ("The Financial Times", Великобритания)